Секторы экономики
Экономика страны базируется преимущественно на сфере услуг. 72% трудоспособного населения занято в этом секторе, 24% – в промышленном и 4% – в сельском хозяйстве. К сфере услуг относятся страховая и банковская деятельность, торговля и туризм. В промышленном секторе большую роль играют машиностроительная, металлообрабатывающая и электронная промышленность, а также химико-фармацевтическое производство. Сельское хозяйство переживает переломный момент, обусловленный растущим спросом на биопродукцию и стимулированием экологического земледелия.
Стержнем швейцарской экономики являются малые и средние предприятия (МСП) с количеством занятых до 250 чел. Они составляют 99% от общего числа зарегистрированных МСП и обеспечивают рабочими местами две трети населения. Многие иностранные компании и международные швейцарские фирмы, центральные офисы которых расположены в Швейцарии, вносят также существенный вклад в экономику страны.
Рынок труда
Швейцария относится к странам с наибольшей продолжительностью рабочего времени: 1800 рабочих часов в год. Уровень безработицы очень низкий, и в целом, социально-трудовые отношения обостряются редко. Принятое в 1937 соглашение о "Трудовом мире" между рабочими профсоюзами и работодателями машиностроительной промышленности легло в основу мирного урегулирования трудовых конфликтов.
Внешняя торговля
В силу маленького внутреннего рынка экономика страны в значительной мере ориентирована на внешний рынок.
Швейцария экспортирует преимущественно услуги и промышленную продукцию и занимает одно из первых мест в мире по величине внешнеторгового оборота в показателях ВВП. Важнейшими экспортными товарами являются химические вещества, машинное оборудование, точные приборы, часы и бижутерия. Основные торговые партнеры – страны Европейского Союза. Именно на их долю приходится две трети всех экспортных поставок.
Экономика Швейцарии специализируется на производстве высококачественной продукции, что обуславливает большой спрос на квалифицированных специалистов. Международная конкурентоспособность Швейцарии обусловлена высоким уровнем технологических инноваций. К важнейшим перспективным отраслям экономики относятся микротехнология, биотехнология и фармацевтическая промышленность.
Транспорт
- Дорожная сеть. Швейцария имеет очень густую сеть автодорог. В 2007 общая протяженность федеральных дорог составила 1 800 км, из которых 1 400 км скоростные автострады. Длина кантональных дорог ок. 18 000 км и муниципальных - 51 500 км. В автопарке более 5 млн. машин, 4 млн. из которых – легковые. Около 80% семей имеют как минимум одну машину.
- Ж.-д. сообщение. Общая протяженность железных дорог равна 5 100 км. Интенсивность движения поездов – одна из самых высоких в мире. Поезда Федеральных железных дорог Швейцарии (SBB) ежегодно перевозят ок. 290 млн. пассажиров и 60 млн. тонн груза. В 2008 каждый житель Швейцарии преодолел в среднем 2 422 км. Строящаяся новая Альпийская Железнодорожная линия (NEAT) значительно облегчит транзитное движение поездов в направлении транспортного коридора Север – Юг.
- Воздушное сообщение. Аэропорты международного значения расположены в Цюрихе, Женеве и Базеле. Их пассажирооборот, включая транзитные, регулярные и чартерные рейсы, составил в 2008, соответственно, 22,1 млн., 11,3 млн. и 4,2 млн. человек.
- Водный транспорт. Рейн – единственная транспортная судоходная артерия, связывающая Швейцарию с открытым морем. Объем перевозок грузов составил в 2008 свыше 7,2 млн. тонн. Базель – главный портовый город страны. Речной и озерный флот Швейцарии насчитывает 200 пассажирских судов, которые обслуживают до 13 млн. человек в год. Кроме этого, в стране зарегистрировано ок. 100 000 спортивных катеров и др. прогулочных яхт.
Туризм
Туризм играет важную роль в национальной экономике и составляет 6% ВВП страны. В Швейцарии ок. 30 000 предприятий гостиничного и ресторанного бизнеса, в которых занято почти 225 000 чел. По данным Швейцарской гостиничной ассоциации, объединяющей отели и курортно-санаторные предприятия, в 2008 количество ночевок равнялась 37,3 млн. Высокоразвитая туристическая инфраструктура предлагает разнообразные формы отдыха круглый год (зимний и летний туризм, термальные источники, конгресс-центры и др.). Однако культурные ландшафты и нетронутая человеком природа остаются главной притягательной силой для туристов. Швейцарская национальная туристическая корпорация "Schweiz Tourismus" и др. региональные организации проводят многочисленные рекламные кампании в целях привлечения туристов в Швейцарию.
Средства массовой коммуникации
Мультикультурность и многоязычие способствовали появлению в Швейцарии большого разнообразия СМИ.
- Телевидение, радио и мультимедиа: Швейцарская телерадиокомпания SRG SSR idée suisse насчитывает в целом 8 телепрограмм и 18 радиоканалов на четырех государственных языках, в т.ч. многочисленные веб-страницы и телетекст. Наряду с этим в стране действуют 40 местных и региональных ТВ каналов и ок. 50 частных радиостанций. Более 85% швейцарских семей подключено к кабельному телевидению, что позволяет принимать не менее 50 национальных и зарубежных каналов. В трех из четырех семей есть компьютер и выход в интернет.
- Пресса: Нигде в мире не приходится такого количества печатных изданий на такую маленькую территорию, как в Швейцарии. Хотя перечень ежедневных газет сократился до 84, общий тираж всех издаваемых в стране газет (свыше 200 наименований) равняется 3,8 млн. экз. Большой популярностью пользуется бесплатная пресса. Изменения на рынке прессе прошлых лет привели к созданию крупных издательств за счет объединения более мелких.