News
09.02.2011

Швейцарские референдумы и их история

 Прежде всего, данное издание (оригинальное название - «Handbuch der eidgenössischen Volksabstimmungen 1848–2007») развеивает миф о том, что в Швейцарии ничего никогда не происходит. Оно наглядно иллюстрирует, сколь жестко ведется в Конфедерации политическая и общественная борьба в рамках принятия демократических решений по важнейшим вопросам, будь то вопросы конституционного устройства, военного строительства, прав иностранцев, пределов федерализма и т.д.

Принцип обязательного референдума требует регулярно спрашивать мнения народа, например, при внесении изменений в основной закон. «Такой механизм оставил глубокие следы в истории страны», - считает Кристиан Боллигер (Christian Bolliger) в интервью порталу swissinfo.ch, политолог и один из издателей вышеупомянутого справочника.

«Самым заметным следствием системы обязательных референдумов является тот факт, что в Швейцарии, по сравнению с другими странами Европы, социальное государство строилось гораздо медленнее». Обязательный и факультативный (необязательный) референдумы оказались в долгосрочной перспективе «тормозами на пути реформ», - считает политолог. Или, скорее, - предположим мы, - тормозом на пути поспешных и непродуманных реформ? Напомним, что в Швейцарии факультативный референдум был введен в 1874 г. Тогда для постановки того или иного вопроса на плебисцит было необходимо собрать 30 тыс. подписей граждан. Сегодня – 50 тыс.

«Справочник по швейцарским общенациональным референдумам» представляет собой не просто сборник информации по голосованиям последних 160-ти лет. Каждому сюжету предпослана историческая справка, которая объясняет особенности проведения того или иного референдума. Эти справки помогают получить углубленную и более детальную информацию по тем или иным эпохам истории Конфедерации.

Кристиан Боллигер подчеркивает, что пресловутый «картофельный ров» («Röstigraben»), маркирующий разницу менталитетов «немецкой» и «французской» частей Швейцарии, существовал уже в 1848 г., в момент создания современной Швейцарии. Более того, в тот период он был «еще более ярко выражен, чем в наше время, так как доминирующей общественной и политической темой был тогда переход от союза государств (кантонов) к союзному (федеративному) государству, то есть тема границ федерализма и степени централистичности нового государства».

«Французская» Швейцария всегда имела предубеждения против федерального центра, и, как следствие, против «немецкой» части страны, что в период с конца 19-го века вплоть до начала 1-й мировой войны вело к серьезным политическим конфликтам между двумя основными культурно-языковыми регионами страны. К счастью, эти битвы происходили только на страницах газет и памфлетов, и благодарить тут следует систему швейцарского федерализма. Затем перепалки несколько поутихли, особенно, что логично, в период Второй мировой войны. Однако в последней четверти 20-го века опять стало видно, что «французская» Швейцария голосует «иначе».

Заметен разрыв и между городом и деревней, хотя его содержательное наполнение серьезно изменилось. Раньше, условно говоря, город выступал на стороне промышленности, а деревня – сельского хозяйства. Сегодня различия между городом и деревней в Швейцарии скорее проявляются в толковании культурно обусловленных вопросов, например, насколько либеральным должно быть общество, по отношению к гомосексуальным бракам.

А вот чего почти совсем не стало заметным в голосованиях, так это границы между богатыми и бедными. Социальная и экономическая система общества стала на порядок более сложной, так что на основе результатов голосований невозможно уже различить, где тут «капиталисты», и где «пролетарии». Книга заканчивается в 2007 г. разбором референдума по проекту 5-го раунда реформы швейцарской системы страхования по инвалидности. Обо всех более поздних референдумах можно прочитать на сайте www.swissvotes.ch.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version