Представим себе железнодорожный вокзал: скрип тормозов, прибывающие поезда, пассажиры, спешащие к вагонам или, наоборот, на выход в город; люди, торопящиеся на работу; туристы, только начавшие открывать для себя Швейцарию. И группа солдат с боевым оружием за плечами. Где мы находимся? Это Израиль? В стране объявлена всеобщая мобилизация? Нет, ничего подобного. Мы с вами в Швейцарии, где начинается самый обычный день самой обычной недели.
Когда речь заходит о стране, население которой вооружено «до зубов», то на ум, прежде всего, приходят Соединенные штаты Америки. Однако в списке стран с самым большим числом единиц боевого оружия на душу населения Швейцария не на много отстает от США. Аналитики, наблюдатели и гости из-за рубежа не перестают удивляться тому факту, что боевое оружие в Швейцарии является привычным элементом повседневной жизни. Недаром немецкоязычная версия авторитетного журнала GEO опубликовала в своем номере от декабря 2010 г. статью с красноречивым заголовком «Швейцария – нейтральные граждане, вооруженные до зубов».
Швейцария это, конечно же, не Дикий Запад! В ее городах нет ожесточенно сражающихся друг с другом вооруженных банд, как это было в Чикаго в 30-х годах 20-го века. Причинами же столь заметного присутствия оружия на сцене швейцарской повседневности являются два обстоятельства. Во-первых, большинство военнообязанных в Швейцарии служат в армии не сразу, а по частям, в течение многих лет, периодически, в рамках так называемых «курсов переподготовки».
Во-вторых, после завершения очередных таких курсов, военнослужащие забирают все свое снаряжение с собой домой, включая пистолет или штурмовую винтовку. В основе такой системы находится идея, возникшая в Швейцарии в начале 20-го века: в случае всеобщей мобилизации швейцарские вооруженные силы должны получить в свое распоряжение как можно большее количество солдат в как можно более короткие сроки. Благодаря винтовке, хранящейся дома в шкафу вместе с комплектом боеприпасов, швейцарские военнослужащие получали возможность с боем прорываться к месту сбора, в случае, если враг уже вторгся в пределы страны.
Сегодня, однако, нет у Швейцарии, как ни ищи, таких противников, которые оправдывали бы существование данной мобилизационной системы, тем более что в последние годы армия перестала выдавать солдатам боеприпасы для того, чтобы их можно было забрать домой вместе с оружием. Тем не менее, штурмовая винтовка, хранящаяся дома у защитника гельветической родины, для многих превратилась в священную традицию.
Проблема заключается и в том, что оружие должно сохранять свои тактико-технические характеристики на высоком уровне вне зависимости от того факта, что Швейцарии давно уже не угрожают вооруженные конфликты. С этой целью в стране проводятся многочисленные стрелковые соревнования и турниры, не имеющие прямого отношения к системе боевой учебы в швейцарской армии. Однако раз в год каждый военнообязанный гражданин Конфедерации обязан отстрелять в рамках такого рода турнира так называемую «обязательную программу» (по-немецки – «das Obligatorische»). Одетый в «гражданку», он соревнуется со своими «сослуживцами» в стрельбе по мишеням, находящимся на дистанции в 300 метров.
Такого рода стрельбы давно превратились в культовый вид спорта. Во многих общинах стрелковые союзы и объединения являются важной составной частью местной общественной жизни, наравне с физкультурным обществом, музыкальным союзом или смешанным хором. Стрельбы в рамках стрелкового союза допускаются с 16-тилетнего возраста, поэтому нередко можно увидеть, как вчерашний ребенок с автоматом за плечами заходит в магазин, чтобы купить банку Red Bull, или в автобус, чтобы доехать домой.
Для тех, кто не очень хорошо знаком с нравами и обычаями швейцарцев, сюрпризом могут стать не только визуальные, но и акустические переживания. Можно себе представить: идет себе такой ничего не подозревающий турист по живописной лесной тропке, и вдруг на него обрушивается настоящая канонада, словно вокруг не мирная Швейцария, а битва под Сталинградом. Разгадка же этой загадки выглядит гораздо менее драматично, чем могло бы показаться. Просто прогулочная тропа случайно вывела такого ходока к стрельбищу, которое существует практически в каждой швейцарской общине или деревне.
Когда военнослужащий переводится в связи с достижением предельного возраста в категорию «запасника», он может, по желанию, оставить свое оружие у себя дома. При этом, однако, в случае автоматического оружия, обязательной блокировке подвергается функция стрельбы очередями. Точное число «стволов», находящихся в Швейцарии в обращении, никому не известно. По имеющимся оценкам, оно может достигать 2-х миллионов винтовок и пистолетов разных лет выпуска, хранящихся с разными целями – от охоты до спортивной стрельбы.
Как правило, «стволы» хранятся в подвалах, на чердаках, или в специальных шкафах. Если же данная единица стрелкового оружия официально отнесена к разряду коллекционного предмета, то тогда такая штурмовая винтовка или карабин имеют право торжественно украшать гостиную комнату или каминный зал, если уж, в силу своей значимости, данный «ствол» не покоится давно уже за стеклом специальной выставочной витрины. Так что пусть иностранный гость не удивляется, если пригласивший его к себе домой швейцарец откроет ему дверь со словами: «Добро пожаловать! Позвольте представить – моя жена, мои дети, моя собака, мое оружие»!
Фото - swissinfo.ch
|