swissinfo.ch: Господин профессор, Евросоюз еще раз показал, что, по его мнению, прежний «билатеральный» формат отношений Берна и Брюсселя достиг своих «пределов роста». Был ли разговор Мишлин Кальми-Ре с председателем Еврокомиссии Хосе Мануэлем Баррозу, так сказать, последним предупреждением для Швейцарии?
Дитер Фрайбургхаус (Dieter Freiburghaus): Визит показал, что со времени предыдущей встречи на европейском уровне между Швейцарией и ЕС (тогда в Брюссель ездила Дорис Лойтхард) давление на Швейцарию со стороны Европейского союза серьезно возросло. Это следует из того просто факта, что с Мишлин Кальми-Ре встречались сразу все трое высших чиновников ЕС. И их слова, включая высказывания председателя Еврокомиссии, были совершенно однозначны.
swissinfo.ch: Кальми-Ре сравнила свою борьбу с ЕС вокруг компромиссов с «невыполнимой миссией». Что может Швейцария еще «выжать» для себя из переговоров с Евросоюзом?
Д.Ф.: Трудно сказать. Такие переговоры имеют свою собственную динамику, их протекание зависит от множества факторов. Не исключено, что ЕС может отвлечься на какой-нибудь важный вопрос, и швейцарское досье потеряет для него свою срочность. Переговоры могут задерживаться или ускоряться. Однако, конечно же, Швейцарии бы имело смысл серьезно задуматься на предмет того, как она могла бы пойти навстречу требованиям ЕС в области так называемых «институциональных» вопросов.
swissinfo.ch: Есть ли у Швейцарии стратегия на будущее?
Д.Ф.: Мне кажется, что у нее нет никакой четкой концепции. За исключением принципа «билатерализма», швейцарский Федеральный совет последние 20 лет работал в рамках европейского «досье» без какой-либо стратегии. Ситуация непроста, и правительство понимает, что оно должно куда-то двигаться. Однако в конечном итоге оно может делать только то, на что согласны основные политические силы в стране. Давление из Брюсселя для Федерального совета все равно еще намного слабее, чем сопротивление внутри Конфедерации, которое оказывается (в рамках европейской тематики) почти всеми партиями страны.
Если такое мощное экономическое объединение, как economiesuisse, не заинтересовано в новых решениях европейской проблемы, и если в этом не заинтересованы либералы из FDP, и уж конечно «народники» из SVP, то тогда вполне можно понять, почему правительство приходит к выводу о том, что уж лучше «держать удар» Брюсселя, чем портить отношения с основными актерами в рамках внутренней политики. Никто не хочет никаких перемен. Даже социалисты, которые в целом были всегда за вступление в ЕС, но при этом всегда отстаивали монополию «Швейцарской почты» в области доставки писем.
Это так же странно, как и позиция председателя FDP Фульвио Пелли (Fulvio Pelli), который говорит, что Швейцария, мол, сильнее ЕС. Мы имеем дело с такими странными формами отказа от понимания реальности, что становится не по себе. Однако в Швейцарии стало политической нормой реагировать на краткосрочное давление, закрывая глаза на долгосрочное развитие. И так продолжается уже довольно давно. Всю эту проблематику (с ЕС) можно было предвидеть. Однако до сих пор правительство вело тактику оттяжек и проволочек, - и так оно, видимо, будет действовать и в будущем.
swissinfo.ch: Процесс правового сближения Швейцарии и ЕС происходит уже довольно долгое время. А что народ Швейцарии – ему отказывают в здравом смысле?
Д.Ф.: Если бы и в самом деле существовало желание изменить нынешнюю стратегию, то тогда нужно было бы более четко показать (народу) ее суть. Однако если никаких новых планов и стратегий нет, то тогда имеет, конечно, смысл проводить эту ползучую адаптацию европейского права как можно более тихо. Парламент прекрасно знает, за что он голосует, однако депутаты не трубят об этом на каждом углу, справедливо полагая, что в этом случае могут быть неприятности.
swissinfo.ch: Насколько реален риск, что такая «тактика проволочек» может внезапно и очень резко закончится, так, как это было в вопросе швейцарской банковской тайны?
Д.Ф.: Что касается банковской тайны, то здесь решающую роль сыграло американское давление. Ведь если американцам что-то надо, то тогда они готовы использовать все средства, включая коллективные судебные иски. Конечно, политический курс Швейцарии в этом вопросе нельзя считать шедевром, однако в итоге вырулить ей кое-как удалось. Европейский же союз не может оказывать на Берн столь массированное прицельное давление. Он может затормозить переговоры по некоторым секторальным досье, однако я не думаю, что однажды ЕС перейдет по отношению к Швейцарии к особо жестким действиям, по примеру США.
ЕС слишком заинтересован в хороших отношениях со Швейцарией, которые пока все еще имеют место. Швейцария остается важнейшим торговым партнером Евросоюза. ЕС, который, по сути, остается экономическим союзом, не захочет «обижать» своего важнейшего торгового партнера. Кроме того, для Германии Швейцария остается самым важным государством для трудовой эмиграции. Однако для самой Швейцарии все эти факторы вовсе не являются козырями. Конфедерации сейчас совершенно «нечем ходить».
|