Социальные перемены в швейцарском обществе касаются, прежде всего, отношения граждан страны к политическим структурам и практикам. Имеет в виду, прежде всего, тревожная тенденция сокращения доли граждан, регулярно участвующих в выборах и референдумах.
swissinfo.ch: Во многих странах речь идет о растущем неравенстве между различными слоями общества. Такая тенденция, в самом деле, может повредить демократии. Какова я в этом смысле ситуация в Швейцарии?
Рене Леви (René Levy): Степень неравенства между слоями общества в сфере доходов действительно велика, особенно по сравнению с 1950-ми гг. Новейшие цифры показывают, правда, что в последние 10-15 лет ситуация в целом в Швейцарии оставалась стабильной, хотя крайние сегменты, - то есть самые богатые и самые бедные, - действительно продолжали удаляться друг от друга.
Швейцарии повезло в том смысле, что эти сегменты в целом невелики численно, чтобы оказывать заметное (негативное) воздействие на общество в целом.
swissinfo.ch: Все чаще слышны голоса, указывающие на разложение так называемого «среднего класса», считающегося становым хребтом демократии. Что по этому поводу может сказать Швейцария?
Р.Л.: Я бы не сказал, что в нашей стране «средний класс» находится под угрозой. В конечном итоге ведь фундаментальные аспекты социальной структуры если и меняются, то очень и очень медленно. С другой стороны, мы должны использовать множественное число: не существует какого-то одного «среднего класса», есть множество «средних классов».
И в этом смысле, в самом деле, «традиционный средний класс», опирающийся на экономическую независимость, и состоящий из ремесленников, торговцев, фермеров и лиц свободных профессий, переживает фазу упадка. При этом «новый средний класс» быстро растет, - речь идет о гражданах со средним или высшим образованием, имеющих определенную квалификацию и постоянное рабочее место на базе принципа наемного труда.
Здесь есть несколько очень важных нюансов. В политической социологи мы наблюдаем в последние года возвышение относительно новой категории в рамках понятия «средний класс», называемой «социокультурные специалисты».
Это люди открытого склада характера, интересующиеся политикой. Они получили хорошее образование, и нашли себе социальную нишу не в технических профессиях, но в социальных областях, в которых центральную роль играют межчеловеческие отношения.
swissinfo.ch: В 19 веке новые тогда политические инструменты позволили Швейцарии преодолеть языковые и конфессиональные конфликты. Годятся ли эти инструменты для того, чтобы решать современные проблемы?
Р.Л.: Вопрос в том, что в обществе возникли новые конфликты, тогда как старые не исчезли еще до конца. Среди таких новых конфликтных потенциалов следует назвать, прежде всего, противоречия между сельской зоной и городской. Города не слишком согласны с тем, что они обязаны предлагать за свой счет довольно дорогие услуги, а пользуются ими и те, кто приезжает из-за административных городских границ.
Еще один конфликтный потенциал возник между коренным населением и иностранцами. Его охотно и часто используют в политических целях, однако стоило бы более серьезно проанализировать его без прямой привязки к политике. Все это проблемы, для которых еще нет институционализированных решений.
Существующие в настоящее время политические инструменты с этими проблемами не справляются. Однако это вовсе не означает, что от этих инструментов нужно взять и немедленно избавиться.
swissinfo.ch: В своей новой книге вы рисуете картину швейцарского общества, во все большей степени отмеченного печатью индивидуализма. Эта тенденция вполне может оказывать воздействие и на политику?
Р.Л.: Мы все еще склонны рассматривать общество по старинке, как некое деревенское сообщество, в то время как такого общества давно уже нет в природе. При общественном анализе мы все еще опираемся на схему, в рамках которой речь идет о необходимости укрепления семейных уз. Мы говорим о существовании сильных социальных связей, на основе которых человек имеет шансы столкнуться со спонтанной солидарностью, и подразумеваем наличие системы почти тотального социального контроля.
Однако общество становится все более сложным, люди – все более мобильными, и значение всех вышеуказанных аспектов неуклонно сокращается. Отсюда действительно тесные отношения становятся настоящей редкостью. Люди становятся все более автономными – и все более одинокими.
Эти тенденции являются серьезным вызовом для государственной социальной политики. Вечно вчерашние, которые все никак не могут расстаться со «старыми добрыми временами», и которые, во многом, идеализируют эти «старые времена», которые в такой форме вообще никогда не существовали, склонны закрывать глаза и не замечать тенденции, в соответствии с которыми все более важными становятся разного рода формы общественной помощи, особенно в условиях, когда спонтанная неформальная взаимопомощь в своей традиционной форме развиваться далее не может.
swissinfo.ch: Голосования последних лет показали, что народный вотум в Швейцарии скорее показывает тенденции в сторону сохранения старых структур, нежели стремление к дальнейшему развитию общества.
Р.Л.: Да, согласен, у меня сложилось похожее впечатление. Если сравнивать результаты голосований в 1970-е гг., то можно четко увидеть, как сократилось значение идеи о том, что стоило бы сделать все, чтобы изменить общественные рамочные условия, в которых нам приходится жить. Я думаю, что здесь есть прямая связь с уже упомянутым феноменом индивидуализма, в результате которого для людей собственная судьба становится важнее судьбы общества.
swissinfo.ch: Может быть, свою роль играет и определенное разочарование по отношению к политической системе?
Р.Л.: Без всякого сомнения. Но следует так же обратить внимание на аспекты, непосредственно связанные с глобализацией. Происходит смещение центров власти с национального правительственного уровня на уровень международный. Люди ощущают это очень четко. Многие задают себе вопрос, а стоит ли голосовать по национальным вопросам, коль скоро важные решения все равно принимаются за пределами национальных границ.
swissinfo.ch: Означает ли это, что мы движемся в сторону неструктурированного общества, члены которого не верят в реальные перемены? Или все-таки есть шанс на возникновение новой динамики?
Р.Л.: Я не стал бы утверждать, что все имеющиеся общественные тенденции обязательно должны развиваться до стадии абсурда. Взять если самые важные тренды, то можно увидеть, что здесь всегда существуют тенденции, направленные в противоположном направлении. И такие «антитенденции» могут в любой момент начать заметно усиливаться. На каждом уровне существуют действие и противодействие. Отсюда четкие прогнозы вряд ли возможны. Социальная динамика способна в любой момент преподнести нам сюрприз.
При всем при этом я бы не сказал, что общество становится аморфным, что у него нет структуры. Наверное, просто оно становится более многосторонним и разнообразным. Но вот что точно меняется – так это образ этого общества. Все большее количество людей приходит к выводу, что общий взгляд на общество им более недоступен. И это опасно с политической точки зрения, так как в этом случае диагностика проблем все чаще приводит к неверным оценкам.
В наше время эта диагностика как никогда склонна к субъективизму и персонализации. Это хорошо видно на примере арабских общественных волнений. В сообщениях прессы, - в особенности здесь, - все реже можно найти настоящую политическую или социальную аналитику. Речь идет почти всегда о диктаторе, который, де, должен уйти… Как будто бы его уход сразу способен решить все проблемы!
Мы имеем дело, таким образом, с господством растущего разрыва между реальным обществом, структурируемым властными институтами, и представлением об этом обществе, которое становится все более рыхлым.
Справка. Рене Леви (René Levy) родился в 1944 г. Он почетный профессор социологи Лозаннского университета, основатель «Лаборатории исследования биографий» и «Centre lémanique d’étude des parcours et modes de vie». Сфера его интересов касается таких научных проблем, как социальное неравенство полов, развитие структур политической мобилизации в Швейцарии, влияние гендерного фактора на карьеру. Р. Леви является председателем Швейцарского социологического общества (Schweizerische Gesellschaft für Soziologie) и член Национального исследовательского совета (Mitglied des Nationalen Forschungsrats).
|