В четверг на прошлой неделе университет г. Байройт (Германия) официально лишил популярного политика К.-Т. цу Гуттенберга докторского звания. В специальном пресс-релизе университет указал, что «вопрос намеренного обмана аттестационная комиссия обсуждать не стала. Для нее главную роль сыграло то обстоятельство, что (в докторской диссертации цу Гуттенберга) не были соблюдены фундаментальные научные стандарты». Швейцарская пресса, однако, обсуждая этот случай, в том числе задает себе и вопрос, имеет ли в данном случае место попытка намеренного введения в заблуждение? Интересуют ее и возможные последствия скандала для политической карьеры К.-Т. цу Гуттенберга.
«Факты совершенно ясны», - пишет «Neue Zürcher Zeitung» (NZZ), - «Карл-Теодор цу Гуттенберг (Karl-Theodor zu Guttenberg) совершил грубейший плагиат. (…) Расследования показали, что манипуляции и обман содержатся на 270 из 393 страниц представленной работы. Самый длинный научно корректный пассаж имеет длину всего в пять страниц». Еще немного, и можно было бы «говорить о почти преступном характере затушевывания обмана и присвоения чужого знания».
Последствия
«Любой другой давно бы уже был вынужден уйти», - уверен цюрихский «Tages-Anzeiger», - «Более наглого (обмана) трудно себе представить. Однако вместо того, чтобы с треском вылететь из кабинета (министров) и под гиканье и улюлюканье сгинуть в политической преисподней, этот барон с напомаженной шевелюрой получает в свой адрес бурные и продолжительные аплодисменты». Газета спрашивает далее, не сошла ли Германия с ума, и анализирует механизмы, которые позволили немецкому министру обороны остаться у власти. По ее мнению, это те же самые механизмы, которыми пользовались Йорг Хайдер, Сильвио Берлускони и Кристоф Блохер.
«Гуттенберг воплощает собой удачу и успех, у него есть все то, о чем только мечтает нормальный обыватель – много денег, красивая жена, и даже замок. Далее, он всем своим видом показывает, что политика ему, вообще-то, не интересна, что надрывается он на правительственных галерах исключительно ради своей страны и ее армии. Наконец, еще один трюк заключается в намеренном занятии позиции человека, стоящего вне структур политической власти, некоего исключения из правил, своего рода анти-политика. Нового ничего в этом нет, даже Блохер регулярно бунтовал против «политического класса», являясь плотью от плоти этого самого класса».
«Пустяки, дело житейское…»
По мнению NZZ, лишение цу Гуттенберга докторского звания является всего лишь первым актом в мелодраме на тему чести, лжи и обмана. «Однако мелодрама очень легко может перерасти в трагедию». Эта газета так же анализирует стратегию политического выживания, к которой прибегает проштрафившийся министр. Он пытается представить все произошедшее как некий пустяк. «И если найдется достаточное количество его поклонников, склонных оценивать его показную склонность к покаянию более весомо, чем его реальную склонность к правонарушениям, то тогда он и в самом деле сможет удержаться в своем министерском кресле».
«Удивительно большая часть публики в Германии готова в настоящее время рассматривать грешника как всего лишь частную персону, а не как одну из самых известных и заметных общественных фигур, играющих для всей страны роль примера, и при оценке которой следует, поэтому, использовать особые моральные критерии». Гуттенберг прибегает, однако, «к дешевой обывательской риторике, превращая серьезную критику в ее противоположность, что может быть признаком потери способности адекватного восприятия реальности и совершенно неверной оценки ситуации».
NZZ уверена, что до развязки здесь еще далеко, и что в итоге «афера Гуттенберга» неизбежно окажется для правящей в Германии христианско-либеральной коалиции «бомбой замедленного действия».
Томасу Манну списывать позволяли…
Газета «Basler Zeitung» пытается быть объективной со ссылкой на то, как обычно предпочитал работать классик мировой литературы Томас Манн. Он «никогда не указывал никаких ссылок на источники», однако «ему это было совершенно необязательно». Искусство, ведь, имеет право «переписывать и перерабатывать имеющееся знание, взвешивать его иначе и ставить в иной, новый, контекст. Ученый же себе такого позволить не может».
Франкоязычные газеты Швейцарии, что удивительно, весьма скупо комментируют скандал вокруг диссертации фон Гуттенберга. «Le Temps» пишет, что в последнее время вошло в моду компрометировать власть имущих при помощи ресурсов сети Интернет – Тунис и Египет тому пример. «И вот теперь очередь дошла до германского министра обороны». Доказательства (плагиата), выставленные в сети, нанесли его репутации уничтожающий ущерб. При этом «некоторые пассажи в рамках плагиата настолько тупы, что следует предположить, что писал их «литературный негр», вольно или невольно «подставив» бедного министра».
ВОЗМОЖЕН ЛИ ПЛАГИАТ В ШВЕЙЦАРИИ?
Несмотря на то, что вопрос этот, скорее, гипотетичен, тем не менее, и в Швейцарии нельзя исключать случаев использования плагиата при написании квалификационных научных работ, - заявила в ответ на запрос портала swissinfo.ch правовая служба Университета г. Берн. Бернский университет, как и все другие университеты Швейцарии, опирается в своей борьбе против плагиата на строгие нормативные акты и инструкции. По данным правовой службы Бернского университета здесь еще ни разу не было зафиксировано случаев использования труда «литературных негров».
|