News
04.03.2011

Карла дель Понте - ...слишком люблю брать на себя ответственность.

Официально на пенсию она ушла 28 февраля. В тот же день она покинула Аргентину. Юрист родом из италоязычного кантона Тичино представляла Швейцарию в этой стране в качестве посла с 2008 г., после того, как восемь лет до этого она была самой заметной фигурой международной юстиции, работая главным обвинителем в трибуналах по бывшей Югославии и Руанде.

Именно Карла дель Понте вскрыла в своей вышедшей в 2008 г. на итальянском языке нашумевшей книге «От имени обвинения» факт торговли человеческими органами, осуществлявшейся так называемой «Армией освобождения Косово» (UCK). Некоторые пассажи в этой книге принесли ей существенные неприятности во взаимоотношениях с ее работодателем – швейцарским МИД. Накануне своего возвращения в Швейцарию Карла дель Понте (Carla Del Ponte) дала интервью порталу swissinfo.ch.

swissinfo.ch: Сложно представить себе Карлу дель Понте в роли пенсионерки…

Карла дель Понте: А я вот вполне легко могу это сделать. Я люблю игру в гольф, а потому с удовольствием продолжу свои занятия этим видом спорта. Конечно, переход к гольфу от международной юстиции – над этим можно посмеяться, однако для меня стремление на самом деле хорошо играть в гольф является серьезным вызовом. Это говорит о том, что я счастлива возможности вернуться в Швейцарию, так как я опять плотно займусь и другой моей страстью – международным правосудием. Ко мне со всех сторон уже поступают предложения участвовать в университетских конгрессах и в разного рода дебатах. Тут нужно будет притормозить и сделать правильный выбор, иначе меня "запрягут" еще сильнее, чем раньше… Однако в целом мне интересно все это, а главное меня привлекает возможность общения с молодым поколением.

swissinfo.ch: То есть для вас очень важно передать свои знания новому поколению?

К.д.П.: Да, очень важно. Кстати, свою книгу «От имени обвинения – мои охота за военными преступниками и поиск справедливости» я написала не только потому, что я хотела сбросить себя весь этот мир (военных преступников), но и потому, что я хотела более детально ознакомить молодых людей с особенностями работы международной юстиции. Я очень надеюсь, что чтение этой книги сможет навести некоторых молодых студентов на мысль о привлекательности именного этого пути. Я рассчитываю, что смогу таких людей как-то поддержать…

swissinfo.ch: Как вы отреагировали на доклад Дика Марти, который вновь вернулся к теме торговли человеческими органами в Косово?

К.д.П.: Когда доклад Дика Марти был опубликован, мне очень польстило, что в итоге я все-таки оказалась права. Впрочем, некоторые персональные выпады против меня все равно оставили глубокие шрамы. Нам была бы очень необходима международная организация, которая занималась бы следственными действиями и защитой свидетелей. Есть ли сейчас такая политическая воля? Я не знаю, мяч, что называется, находится на половине поля ЕС и США.

swissinfo.ch: Смогли бы вы вернуться к активной деятельности ради того, чтобы возглавить следствие (по делу о торговле органами)?

К.д.П.: Почему бы и нет? Волей-неволей, но я хорошо знаю регион (Косово), у меня там есть неплохие контакты. Однако есть у нас и другие очень компетентные юристы, которые могли бы возглавить следствие (по этому делу). А ведь в свое время никто и не подумал поддержать меня с тем, чтобы начать процесс прояснения ситуации. Североатлантический альянс тесно работал с «Армией освобождения Косово», а потому доступ к документам мне был перекрыт.

swissinfo.ch: Вернемся чуть назад. Можете ли Вы назвать моменты в Вашей карьере, которые оказали на Вас особое влияние?

К.д.П.: Таким моментом была встреча с итальянским судьей Джованни Фальконе (Giovanni Falcone), который вел дела против мафии. Это был момент величайшей человечности и очень важный урок для меня. Очень большой отпечаток наложили на меня сложные отношения с миром политики в Берне. Однако когда я стала международным прокурором, эти отношения очень помогли мне. И потом в Гааге, когда я была уже главным обвинителем, важным моментом был арест Слободана Милошевича.

swissinfo.ch: Какие личности сыграли важную роль в вашей карьере?

К.д.П.: Я весьма симпатизировала американской министру иностранных дел Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright). Она была очень прямолинейна в общении со мной, и когда наступали политические сложности, мы открыто беседовали друг с другом, и я очень ценила эти разговоры. Не менее симпатичен был мне и французский президент Жак Ширак, - то был настоящий джентльмен, пусть даже он и не выполнил своего обещания арестовать Ратко Младича. Да и в целом должна сказать, что я могла найти что-то необычное у каждого человека, который становился во главе государства, премьером или чем-то еще похожим…

swissinfo.ch: Ощущали ли Вы иногда такое чувство страха, что следующей мыслью было желание взять, что называется, и бросить все…

К.д.П.: Единственный раз, когда я так подумала, пришелся на момент, когда я узнала об убийстве судьи Фальконе. Это был единственный момент, когда меня охватили сомнения. Но потом я сказала себе – нет, надо идти дальше, как раз потому, что его теперь нет на свете. В Гааге я однажды сказала своим сотрудникам: «На сей раз все, приехали… Стена молчания настолько мощная, что мне ее не пробить никогда…». Однако, по сути, я сама не верила в то, что говорила.

swissinfo.ch: Что Вы возьмете с собой из Вашего пребывания в Буэнос-Айресе?

К.д.П.: Это время я буду вспоминать как одно из самых лучших в моей жизни. Я благодарна правительству (Швейцарии) за то, что оно доверило мне этот пост. Мне и в самом деле нужно было немного отойти от Европы, погрузиться в другую сферу общения, в иную культуру. А еще я снова открыла Швейцарию, взглянув на нее глазами аргентинцев со швейцарскими корнями. Таких в Аргентине около 16 тыс. человек, и все они сохраняют очень крепкие связи со швейцарскими традициями, со швейцарским фольклором, о котором я вообще не имела никакого понятия. Наверное, никогда еще я не ела столько раклета и швейцарских сарделек. Аргентинские швейцарцы – люди невероятные! Они связаны со Швейцарией, наверное, даже больше, тем те люди, кто живут в самой Швейцарии. Кроме того, будучи послом, вы ведь можете не высказывать своего мнения и не несете ответственности (за то, что вам поручают сказать), и это как раз за эти три года пошло мне на пользу.

swissinfo.ch: Могли бы вы всю свою жизнь проработать послом?

К.д.П.: Нет – я слишком люблю брать на себя ответственность.

СПРАВКА. Карла дель Понте

Родилась в 1947 г. в городе Биньяско (Bignasco - Valle Maggia) в кантоне Тичино. Изучала международное право в Берне, Женеве и Великобритании. 1981 – стала прокурором Тичино. Бескомпромиссно боролась с отмыванием преступных капиталов, против контрабанды оружием и трансграничной экономической преступности. В 1989 г. едва не стала жертвой покушения при помощи взрывного устройства. С 1994 г. – генеральный прокурор Швейцарии. В 1999 г. сменяет Луиз Арбор (Louise Arbour) в качестве главного обвинителя при Международном трибунале по Руанде и по бывшей Югославии. Уходит в отставку в 2007 г. Во время ее работы обвинителем перед судом предстали 161 человек, 94 были осуждены. Январь 2008 по февраль 2011 – посол Швейцарии в Аргентине.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version