News
05.03.2011

Жить без автомобиля в Берне

Только по официальным данным в прошлом году в Швейцарии по дорогам передвигалось 5,1 миллиона легковых автомашин. Весь этот «флот» забивает не только межрегиональные трассы, но и улицы городов, в которых проживает уже большая часть граждан страны. Работодатели требуют от работников гибкости и мобильности, а потому все большее количество людей принадлежит к так называемым «маятниковым мигрантам» - утром они уезжают за десятки километров на работу, вечером возвращаются обратно. В результате мы имеем крупные (по швейцарским меркам) пробки на дорогах, аварии, переполненные поезда и загрязнение окружающей среды.

Однако, как ни удивительно, в Швейцарии существует и противоположная тенденция. «Почти половина жителей Берна, федерального города Швейцарии, не имеет личного автотранспорта», - говорит Гюнтер Кеттерер (Günther Ketterer), председатель правления бернской строительной компании «NPG AG», в интервью порталу swissinfo. Это обстоятельство навело предпринимателя из Германии на идею построить первый в Швейцарии жилой квартал, население которого добровольно откажется от использования автомобилей.

Квартал расположен на западе Берна, в пределах типичного спального района Bümpliz, знаменитого своими блочными многоэтажками и значительной долей мигрантов в структуре населения. Всего планируется построить три жилых блока, общее число квартир – 82. При этом старый деревенский дом, который находился на выделенном под поселок участке, не был безжалостно снесен, а реконструирован и приспособлен под нужды детского сада и для проведения общих собраний жителей новой общины. Первые 40 квартир поселка уже предлагаются под аренду с марта прошлого года, два вторых блока будут готовы буквально через пару недель.

Ограничения

Квартиросъемщики обязаны закрепить в договоре аренды свое обязательство не пользоваться личным автотранспортом. Не позволяется и приобретать машины на чужое имя, например, на имя ближайших родственников. Однако Г. Кеттерер убежден, что такого ограничения не будут представлять для жителей особой проблемы: «Многие ведь переедут сюда именно для того, чтобы жить в квартале, свободном от машин».

Переезды или крупные покупки тоже проблемой не будут. Кеттерер указывает на боковой переулок, у обочины которого припаркован красный автомобиль с надписью на борту «Mobility». Этот автомобиль является частью системы организации общинной жизни в квартале – им сможет воспользоваться каждый, кому потребуется перевезти мебель или доставить из магазина десять ящиков с пивом.

Нет проблем и с общественным транспортом, развитие которого в Европе и в Швейцарии является тем самым чудо-средством от пробок, которое тщетно пытаются отыскать в российских городах. Совсем рядом находится трамвайная остановка «Bümpliz-Süd», от которой до центра города со всеми его магазинами и ресторанами всего четыре минуты езды. Если кому захочется пройти это расстояние пешком, то на это уйдет не более четверти часа. Кроме того, автобус доставит жителей квартала в наисовременнейший, только недавно построенный, торговый центр «Westside». Г. Кеттерер не скрывает: «Я и сам живу в Бюмплице, и машина мне еще не была нужна ни разу».

Из 40 первых квартир арендованы уже 34.Стомимость аренды не превышает обычных рыночных показателей.

Устойчивость развития

Строительное законодательство в Швейцарии обязывает застройщиков так планировать свои проекты, чтобы приезжающие гости не устраивали транспортного хаоса. Прежде всего, застройщики обязаны думать о парковках, о чем в России почти никогда никто не думает. Именно поэтому в квартале «Siedlung Burgunder» есть не только достаточное количество парковок, но и подземный общедоступный гараж на 64 машины. Однако используется этот гараж, прежде всего, для хранения велосипедов и детских колясок.

Не все было просто – Гюнтер Кеттерер должен был для начала убедить городские и кантональные власти в реализуемости и осмысленности идеи «жилого квартала без машин». «Мы вели очень утомительные переговоры, и в итоге пришлось пойти на некоторые уступки ради того, чтобы проект получил шанс на воплощение», - вспоминает он. Так, одной из уступок было как раз строительство подземного гаража, на случай, если жители все-таки захотят в будущем иметь машины.

Еще одной непростой темой была строительная технология и ее соответствие строгим экологическим нормам. Поэтому в квартирах используется новейшие схемы теплоизоляции, включая двойные стеклопакеты и пропитку внешних фасадных стен специальным раствором. Отопление осуществляется на основе геотермических технологий. Специальный насос подает воду на глубину в 150 метров, откуда она возвращается уже горячей и заполняет систему отопления. «В обычной квартире для отопления одного квадрата площади используется примерно 21 литр солярки в год. Мы же обходимся тремя литрами», - говорит Г. Кеттерер.

Кооператив

Квартал «Siedlung Burgunder» организован в форме кооператива. Уже на стадии нулевого цикла будущие жильцы могли вносить свои предложения на предмет того, как должен выглядеть квартал в будущем, кто может, а кто не может жить на его территории. Однако самой важной формой кооперации была возможность прямых долевых инвестиций в компанию «NPG AG» путем покупки ее акций (тысяча франков за простую акцию).

«Таким образом, арендатор становился не просто жильцом, но и совладельцем компании, получая право голоса на общих собраниях ее акционеров», - говорит Кеттерер, который накопил уже солидный опыт в плане «социально ответственного предпринимательства». Так, он является еще и одним из основателей «Альтернативного Банка Швейцарии» (Alternative Bank Schweiz- ABS), финансирующего проекты, направленные на реализацию принципа устойчивого развития.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version