Недавно Государственный секретариат по вопросам экономики (Das Staatsekretariat für Wirtschaft - Seco) совместно с Объединением работодателей (Arbeitgeberverband) опубликовал список мер, которые федеральные власти намерены предложить, чтобы побудить компании и концерны более активно привлекать женщин на руководящие этажи. Критики утверждают, однако, что таких добровольных шагов со стороны делового мира явно недостаточно.
В настоящее время женщины составляют только 4% высшего менеджмента в Швейцарии и 8,3% от общего числа всех швейцарских членов правления компаний. По мнению Seco, за последние 10 лет ситуация здесь практически не изменилась.
«Важнейшим фактором является возможность совмещать работу и семью. Должны иметь место соответствующие рамочные условия, иначе те дамы, у которых есть семья, не будут в состоянии делать карьеру», - говорит Мартина Шлепфер (Martina Schläpfer), сотрудник Seco, занимающийся семейными и трудовыми вопросами, в интервью порталу swissinfo.ch.
«Второй фактор – пресловутый «стеклянный потолок». Женщинам бывает очень трудно пробиться на руководящий уровень по многим причинам, которые играют более весомую роль, нежели профессиональный опыт. Речь идет, прежде всего, о личных контактах. Мужчины располагают куда более хорошо развитыми системами знакомств и контактов, а потому, как правило, они и рекомендуют друг друга в качестве кандидатов на высокие посты».
Исследования показывают, что компании с большим количеством женщин на руководящих постах работают лучше, и что смешанные коллективы являются более эффективными с творческой точки зрения, они в состоянии лучше учитывать пожелания и потребности клиентов, - говорит М. Шлепфер.
Рекомендации, которые содержатся в выпущенной Seco брошюре «Как решить проблему продвижения женщин на руководящие посты» («Frauen in Spitzenpositionen: So gelingts») основывается на опыте, накопленном десятью швейцарскими компаниями. В ней содержатся рекомендации по изменению морального климата в компании, по модернизации условий карьерного роста, по достижению совместимости работы и семьи (Work-Life-Balance), а так же по перестройке работы кадровых служб, ведь общепринятые нормы и традиции набора кадров «заточены» исключительно под мужчин, - утверждает М. Шлепфер.
Цели
Некоторые компании четко поставили перед собой цель увеличить число женщин на руководящих позициях. Так, например, фармацевтический гигант «Roche» объявил, что намерен к концу 2014 г. довести процент женщин в составе высшего менеджмента до 20%.
Уже сейчас неплохими результатами может похвастаться компания «IBM Schweiz». Изабель Вельтон (Isabelle Welton, на фото) является шефом фирмы, в правлении компании женщины составляют 21%, а всего на ответственных постах в этой фирме работают 33% женщин.
Сам Seco тоже получил недавно руководителя-женщину, бывшего посла Мари-Габриель Инайхен-Фляйш (Marie-Gabrielle Ineichen-Fleisch). Она сменит 1-го апреля нынешнего шефа Госсекретариата по вопросам экономики Жана-Даниэля Гербера (Jean-Daniel Gerber).
Две известные в Швейцарии компании, - консалтинговое бюро «Price WaterhouseCoopers» и электро-механическая компания «Feller», - пока не имеют ни одной женщины на руководящих постах, хотя руководством фирм были предприняты значительные усилия в этом направлении, в частности, запущена программа создания рабочих мест неполного дня.
Однако эти концерны намерены продолжать действовать в том же духе, так как по их расчетам к 2015 г. они могут столкнуться со значительным дефицитом квалифицированных руководящих кадров, а потому в их же интересах позиционировать себя в качестве работодателя, привлекательного для женщин.
«Женская» инициатива Seco, запущенная 3-го марта публикацией вышеупомянутой брошюры, поддерживается и Швейцарским объединением работодателей (Schweizerischer Arbeitgeberverband). Эта организация требует кардинальных перемен в сфере предпринимательской культуры в Швейцарии. Использовать креативный потенциал женщин более активно намерен и Швейцарский союз средних и мелких предприятий (Der Schweizer Verband der Kleinen- und Mittleren Unternehmen).
Добровольно или квота?
Швейцарское объединение профсоюзов (SGB) оценивает брошюру, выпущенную Seco, со скептических позиций. «Такая публикация хороша и правильна, однако она только еще раз показывает, что в области равноправия женщин мы топчемся на месте, и что все так и будет продолжаться, если мы будем и дальше делать ставку только на принцип добровольности», - говорит Кристина Вердер (Christina Werder), ответственная в SGB за политику равноправия и за семейную политику.
Принцип равноправия мужчин и женщин вот уже 30 лет как официально закреплен в швейцарской конституции, - говорит она далее, - однако фактически эта цель все еще не достигнута, и не в последнюю очередь потому, что женщины все еще в среднем за ту же работу получают на 20% меньше, чем мужчины. Дискуссии на эту тему требуется новый импульс, - считает она.
«Именно поэтому профсоюзы призывают граждан выйти 14-го июня на улицу, чтобы принять участие в демонстрации с требованием равной оплаты за равный труд, создания новых мест в детских садах, за введение возможностей и мужчинам и женщинам брать отпуска по уходу за ребенком», - говорит К. Вердер в интервью порталу swissinfo.ch, ссылаясь при этом на список запланированных мероприятий.
«Женщины давно уже требуют равной оплаты за равный труд, однако мы видим, что на основе принципа добровольности эта цель никогда не будет достигнута, равно как не будет никогда большего количества женщин в топ-менеджменте, если отдать этот вопрос на откуп самому бизнесу», - считает она.
В Норвегии в 2008 г. уже были введены 40-процентные квоты для женщин в составе правлений крупнейших концернов. В соседней Франции так же было принято положение об обеспечении равенства женщин и мужчин в наблюдательных советах и в правлениях компаний и фирм. Предусматривается довести женскую квоту в этих структурах в течение шести лет до 40 процентов.
Введение таких квот обсуждалось и в Швейцарии. Мартина Шлепфер, однако, считает, что такое требование в Конфедерации потерпит непременное поражение на политическом уровне. Соответствующая парламентская инициатива была, так или иначе, уже однажды отклонена. Принцип же добровольности требует времени. «Но уж коли сама фирма принимает решение увеличить процент женщин, то это будет, хотя бы, надолго», - надеется она.
|