News
10.03.2011

Альпийский транзит - перспективы и проблемы

Количество грузовых машин на швейцарских транзитных дорогах в 2010 г. выросло по данным швейцарского федерального Департамента (Министерства) экологии, транспорта, энергетики и коммуникации (Departement für Umwelt, Verkehr, Energie und Kommunikation - UVEK) на 77 тыс. до 1,25 миллиона.

Этот показатель находится на уровне, который был характерен для периода перед кризисом, и он гораздо выше цифр, на которые рассчитывали в 1917 году строители Сен-Готтардского тоннеля. Тогда считалось, что максимум этого транспортного сооружения находится в пределах 650 тыс. машин в год. Превышает он и намеченный UVEK ориентировочный показатель в один миллион машин в конце 2011 г. Тем не менее, в абсолютных цифрах в 2010 г. 62% товаров были перевезены через Швейцарию именно по железной дороге (в 2009 году – 60,9%).

«Примерно такие цифры нами и ожидались», - говорит Томас Болли (Thomas Bolli), пресс-секретарь «Альпийской инициативы» в интервью порталу swissinfo.ch. – «Когда экономика растет, растет и транспортный поток, который, однако, слишком уж интенсивен. И если нынешняя политика будет продолжаться, то Швейцария никогда не решит вопрос перевода транспортных грузопотоков с асфальта на железную дорогу».

Напомним, что НГО «Альпийская инициатива» выиграла в 1994 г. общешвейцарский референдум именно с этим требованием. Однако воплотить в жизнь объявленную цель, а именно, сократить в течение 10 лет количество грузовиков на швейцарских транзитных маршрутах в два раза, так и не удалось.

«Правительство делает для этого слишком мало», - считает Т. Болли, указывая на требование «Альпийской инициативы» создать, наконец, Биржу альпийского транзита, с тем, что бы реализация закрепленных в конституции и в законодательстве целей стала в итоге все-таки возможной. В рамках такой Биржи предусматривается создание механизма, регулирующего общее годовое число допущенных трансальпийских грузовых рейсов.

За каждый такой рейс транспортные компании должны были бы уплачивать определенное количество «альпийских транзитных единиц». Сами эти единицы продавались бы на аукционах, и потом попадали бы на Бирже в свободный торговый оборот. Цена одного рейса регулировалась бы спросом и предложением. При этом одной из предпосылок для такого механизма должна быть привлекательная палитра транспортных возможностей с использованием потенциала железной дороги.

Транспортно-грузовой сбор

«Швейцарское правительство поддерживает эту идею», - говорит Аннета Бунди (Annetta Bundi) из UVEK в интервью порталу swissinfo.ch. «Приняв Закон о переводе транспортных грузопотоков (с асфальтовых дорог на железные, Frachtverlagerungsgesetz), парламент создал основу, опираясь на которую, правительство может принять пакет мер по созданию такой Биржи, причем мер, как находящихся в соответствии с конституцией страны, так и признанных международным сообществом».

По этому Закону правительство может предложить парламенту принять внеочередные меры в случае, если намеченные цели перевода грузопотоков на железные дороги реализовать не удастся. Одна их таких мер – введение с января 2001 года в Швейцарии так называемого Транспортно-грузового сбора, рассчитываемого в зависимости от пробега и объема эмитированных выхлопных газов (Leistungsabhängige Schwerverkehrsabgabe - LSVA), взимаемого с тяжелых грузовиков общим весом более 3,5 тонн.

«Без этой и других мер, - например, что касается поддержки так называемого комбинированного транспортного потока с использованием нескольких видов транспорта, - на дорогах Швейцарии было бы тысяч на сто больше грузовиков», - считает А. Бунди. Одновременно LSVA значительно увеличил эффективность грузоперевозок в смысле сокращения «пустых пробегов» и повышения экологических стандартов двигателей машин. «Количество грузовиков, поэтому, выросло, а степень загрязнения атмосферы - нет», - подчеркивает она.

«Сплошные иллюзии»

Андре Кирххофер (André Kirchhofer) из швейцарского Объединения грузовых автомобилей (Schweizerischer Nutzfahrzeugverband -Astag), не считает LSVA эффективным инструментом регулирования трансальпийских грузопотоков.

«Цель ограничить количество грузовиков 650 тысячами давно оказалась сплошной иллюзией», - заявил он порталу swissinfo.ch. - «Она, эта цель, не совместима с потребностями промышленности и потребителей». А. Кирххофер призывает к «смене парадигмы», к отходу от таких «односторонних мер», как LSVA и Биржа альпийского транзита, в сторону рыночных реформ системы железнодорожных перевозок.

«В этом смысле наше объединение выступает против создания такой Биржи. Несмотря на свое «рыночное» обозначение, эта структура, на сегодняшний день, есть ни что иное, как предписанная государством квота, или, другими словами, она есть воплощение плановой экономики, которая находится в жестком противоречии с принципом свободного выбора транспортных средств, гарантированным конституцией. Такая «Биржа», поэтому, нанесла бы швейцарской экономике большой вред», - считает А. Кирххофер.

Томас Болли с пессимизмом оценивает результаты, достигнутые в рамках процесса перевода грузопотоков на железные дороги. Он указывает, однако, что решение этой проблемы есть. Его не может не быть. «Для этого нужна только политическая воля – именно от нее сейчас все и зависит», - подчеркивает он.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version