Скоро, уже очень скоро, улицы швейцарских городов украсятся предвыборными плакатами, на которых глянцевые кандидаты будут со сдержанной улыбкой бороться за внимание и симпатию спешащих прохожих. Все основные политические партии страны начнут свои предвыборные кампании, а кандидаты потеряют сон, торопясь от митинга к митингу в попытках обаять электротат своим красноречием.
Предвыборные кампании обычно отличаются в Швейцарии значительным повышением тональности, - не услышать, что началась горячая фаза предвыборной борьбы, может, наверное, только глухой. Однако в этом году избирателей ожидает несколько новаций.
Пять партий, представленных в правительстве, плюс партия «Зелёных» как самая крупная из партий, в кабинете министров не представленная, хотят на этот раз решительно перешагнуть национальные границы с тем, чтобы прицельно довести информацию о своих программах и кандидатах до тех граждан, что проживают за рубежом и зарегистрированы в списках избирателей. А таких сейчас насчитывается около 130 тыс. человек – солидная по швейцарским меркам электоральная сила.
«Перед выборами обычно внимание партий к «Пятой Швейцарии» заметно растет, и столь же заметно падает после того, как выборы проходят», - говорит Ариане Рустичелли (Ariane Rustichelli), пресс-секретарь «Организации швейцарцев за границей» (ASO). Такой заметный выборный потенциал, разумеется, вызывает повышенный интерес со стороны партий, пусть даже столь мобильную электоральную группу очень сложно достать традиционными методами политической агитации.
«Проведенное в 2006 г. известным швейцарским социологом Клодом Лоншампом (Claude Longchamp) исследование показало, что зарубежные швейцарцы склонны, в основном, выбирать либо социалистов (SP), либо Швейцарскую народную партию (SVP), и что для социалистов они представляют собой потенциал в 35%», - говорит Андреас Кезерманн (Andreas Käsermann), пресс-секретарь социал-демократической партии. - «Это солидная цифра, однако мы должны, тем не менее, усилить нашу пропагандистскую работу».
Быть на местах…
Для того, чтобы мобилизовать швейцарцев, живущих за рубежом, партии прибегают к самым различным методами. Их представители участвуют в конгрессах ASO, активно используют возможности интернета с его социальными сетями, такими, как Facebook или Twitter, прицельно рассылают свои информационные бюллетени и пресс-релизы.
Три партии, у которых есть свои международные секции (социалисты, «народники» и либералы (FDP.Die Liberalen), усиливают свое присутствие там, где собственно проживают граждане «Пятой Швейцарии».
«Мы с председателем партии Фульвио Пелли (Fulvio Pelli) были в Берлине, где готовили встречи в Шанхае и Лос-Анджелесе», - подтверждает Самуэль Ланц (Samuel Lanz), генеральный секретарь организации «FDP International», в интервью порталуswissinfo.ch. Такого рода прямая и непосредственная коммуникация, как видно, приносит свои плоды, ведь в рядах этой структуры находятся уже до 300 человек в 20 странах мира. Примерно столько же, если не больше, насчитывается сторонников организации «SVP International» в 48 странах.
По словам Сильвии Бер (Silvia Bär), вице-генерального секретаря SVP, такая поддержка опирается на тот факт, что «люди, покинув страну, неожиданно остро осознают значимость исконных швейцарских ценностей, - независимость, нейтралитет, прямая демократия, - и необходимость защищать их».
Увеличить политический вес
Сложнее приходится партиям, у которых нет зарубежных организаций. Им приходится прикладывать больше сил и средств для того, чтобы наладить контакты со своими единомышленниками, проживающими за рубежом. А совсем недавно, в 2008 году, возникшая Бюргерско-демократическая партия (die Bürgerlich-Demokratische Partei - BDP) признает, что вообще пока над этим вопросом не размышляла.
Необходимость усилить работу с зарубежными избирателями признают так же «Зелёные» и демохристиане (die Christlichdemokratische Volkspartei - CVP). Экологисты как раз занимаются выработкой соответствующего инструментария, а демохристиане разрабатывают для своих избирателей, живущих за рубежом, «новые, интересные предложения».
«Весной мы запустим в действие новую информационную платформу в Интернете. Таким образом, интересующиеся политикой зарубежные швейцарские граждане смогут более непосредственно принимать участие в выработке партийной линии, их влияние станет более заметным, выходящим за границы простой отсылки заполненного бюллетеня. Эта платформа станет форумом для обмена мнениями», - сообщает Тим Фрей (Tim Frey), генеральный секретарь CVP.
Красивые слова
Стремление усилить политический вес зарубежных швейцарцев заметно во всех крупных, представленных в правительстве, партиях Конфедерации. Они хотели бы мотивировать «Пятую Швейцарию» более активно высказывать свое мнение и более массово регистрироваться в списках избирателей. Особая тема – электронное голосование в Интернете. К сожалению, в этом году кантоны Цюрих и Женева приостановили реализацию пилотных программ по созданию так называемой системы E-Voting, так что пока швейцарцы голосовать в сети не могут.
Эти две проблемных области совпадают и с ожиданиями ASO. Однако за «красивыми словами должны следовать дела. Когда речь идет о том, чтобы выделить в пользу зарубежных швейцарцев деньги, многие партии выступают решительно против, и это всем хорошо известно. Теоретически все партии положительно относятся к «Пятой Швейцарии», практика же выглядит пока менее оптимистично», - подчеркивает А. Рустичелли.
|