Глава банка UBS Освальд Грюбель (Oswald Grübel) даже демонстративно отказался от своих бонусов, сократив заработную плату топ-менеждмента, в структуре которой параллельно была увеличена переменная доля, тесно увязанная с результатами, достигнутыми при достижении долгосрочных целей. Однако каких-либо серьезных последствий эти шаги не имели.
В то время как политическое и общественное давление в связи с «бонусными эксцессами» в банковской сфере продолжало расти, в этот вторник все с большим нетерпением ожидали презентации очередного годового отчета банка. Напомним, что на прошлой неделе нашумевшая законодательная инициатива «Против бонусных эксцессов» (die Abzocker-Initiative), требующая введения «потолка» для роста бонусной (переменной) части зарплаты банковских топ-менеджеров и увеличения прав акционеров, особенно мелких, при назначении руководству зарплат, активно обсуждалась в парламенте, но решение по ней было в очередной раз перенесено на неопределенное будущее.
Впервые за четыре последних года в 2010 г. UBS снова вошел в зону прибыльности. Тем не менее, общий объем выплачиваемых бонусов в прошлом году был банком урезан на 11 процентов до суммы в 4,25 миллиарда франков. Но при этом пять самых высокооплачиваемых менеджеров банка получили рост своих бонусов в общей сложности с 68,7 миллиона до 91 миллиона франков. Объединение акционеров банка UBS «Actares» заявило в этой связи, что оно «вероятно» порекомендует своим членам на генеральном собрании всех акционеров банка в апреле голосовать против отчета по структуре доходов менеджмента UBS.
Супер-зарплаты
В прошлом году произошло довольно неприятное событие. Почти 40 процентов акционеров банка отвергли в рамках консультативного голосования (его результаты не обязательны к исполнению, однако они играют важную роль в смысле исследования общественного мнения) новую систему зарплат и доходов в банке. За нее выступили 55 процентов акционеров, но для такого важного вопроса это слишком небольшое преимущество, говорящее скорее, о расколе, нежели о наличии консолидированной позиции. Нечто похожее случилось и в феврале 2011 г., когда 38% акционеров фармацевтического гиганта Novartis высказались против действующей на фирме системы расчета заработной платы и доходов.
Глава объединения «Actares» Роби Чопп (Roby Tschopp) признает, что бонусная система банка UBS не настолько «провокационна» по сравнению, например, с конкурирующими банками, такими, как Credit Suisse, где один только глава банка Бреди Дуган (Brady Dougan) заработал в 2009 году 70 миллионов франков.
Но это не помешало главе инвестиционного дивизиона банка UBS Карстену Кенгетеру (Carsten Kengeter) остаться в списке самых щедро оплаченных банковских менеджеров, пусть даже в абсолютных цифрах его «зарплатный чек» похудел с 13 до 9 миллионов франков в год. Зато председатель правления банка и бывший член швейцарского кабинета министров (Федерального совета) Каспар Филлигер (Kaspar Villiger) смог удвоить свой годовой заработок до 1,5 миллионов франков.
«Мы еще не полностью проанализировали годовой отчет банка, однако я предполагаю, что мы будем протестовать против таких цифр», - заявил Р. Чопп в интервью порталу swissinfo.ch. – «Они в любом случае оказались выше, чем мы ожидали».
Беспокойство сотрудников
Множатся признаки недовольства и среди менее хорошо оплачиваемого персонала банка. В прошлом году многие сотрудники с недоверием отнеслись к новой политике (руководства банка в сфере заработной платы), - говорит Элли Планта (Elli Planta), бывшая официальный представитель работников UBS.
«Раньше было так – руководство говорило сотрудникам, что в случае их удовлетворительной работы они имеют право на бонус», - разъясняет Э. Планта порталу swissinfo.ch. - «Теперь бонусы урезали, «топы» все равно получают больше, а ведь в прошлом году у нас было много тех, кто работал на грани возможностей в тяжелейших условиях… И теперь они вообще не понимают, что происходит в этом мире…».
А происходит следующее. Недавно UBS изменил систему своего перспективного целевого планирования, играющую важную роль при распределении бонусов. Однако это не смогло успокоить тех сотрудников, которые ощущали себя жертвами нового, по-американски «агрессивного», подхода к менеджменту.
«Понаехавшие тут из США бессердечные менеджеры гребут деньгу лопатой, в то время как все остальные, те, кто работают сверхурочно, беря на себя дополнительную ответственность, ничего не получают», - заявил на условиях анонимности работник IT-отдела банка, - «Ничего не изменится и в случае, если банк начнет приносить прибыль – вот увидите…»
Вот, новый поворот…?
В последнее время тема «бонусных эксцессов» как-то подрастеряла свою актуальность, утонув болоте политической повседневности. Как уже упоминалось, законодательная Abzocker-Initiative, запущенная в 2008 году предпринимателем Томасом Миндером, обсуждалась на прошлой неделе в парламенте и была в очередной раз положена в долгий ящик по причине неспособности депутатов договориться на предмет контрпредложений. А соглашаться с инициативой – так это было бы равно социалистической революции, родившейся, вот парадокс, в бюргерском парламенте. Ведь Т. Миндер требует ни много ни мало дать в руки акционерам право назначать зарплату топ-менеджерам и покончить с эпохой пресловутых «золотых парашютов».
Р. Чопп исходит из того, что общественное давление в итоге приведет к тому, что крупнейшие предприятия сами пойдут на уступки в этой сфере. По данным инвестиционного фонда «Ethos» уже сейчас треть фирм из списка ста ведущих компаний Швейцарии ввели у себя консультативные голосования по вопросу зарплаты руководства. И именно поэтому два швейцарских топ-менеджера – Петер Брабек (Peter Brabeck, Nestlé) и Даниэль Вазелла (Daniel Vasella, Novartis) – отказались недавно от двойных мандатов (глава концерна/председатель правления).
Р. Чопп указывает, что нефинансовый сектор уже услышал сигналы общества, пусть даже некоторые руководители еще сопротивляются. «И когда эти люди уйдут в отставку, то тогда мы вступим в эпоху истинного прогресса в плане борьбы с «бонусными эксцессами», - заявил он порталу swissinfo.ch. - «Финансовый же сектор еще некоторое время будет оставаться здесь проблемой». 24 марта размер своих бонусов должен раскрыть банк Credit Suisse.
|