News
23.03.2011

FINMA: «Кризис еще не завершен»

Приоритетом для юриста из Женевы, с начала года возглавившей Finma, является разработка единой и ориентированной на раннее опознание рисков концепции надзора за финансовыми рынками.

Finma возникла в 2009 г. в результате слияния Федерального ведомства по вопросам частного страхования (BPV), Федеральной банковской комиссии (EBK) и Контрольного бюро по борьбе с отмыванием преступных капиталов. Теперь это ведомство должно доказать, что из арифметического слияния трех структур можно извлечь реальную прибавленную стоимость, -говорит А. Лашат в интервью порталу swissinfo.ch.

swissinfo.ch: Ваш предшественник Ойген Хальтинер (Eugen Haltiner) подвергался серьезной критике из-за своей близости к банку UBS, «спасенному государством». Означает ли это, что Finma потеряла доверие общественности?

Анн Эритье Лашат (Anne Héritier Lachat): Нужно спросить у самой общественности… Мы пережили начальную фазу становления и отреагировали на кризис. Теперь у нас есть шанс реализовать ряд проектов и развить внутреннее сотрудничество между отдельными подразделениями с тем, чтобы выглядеть убедительными в глазах общественности, - если в принципе исходить из того, что наша убедительность понесла какой-то ущерб. Наша цель, вообще-то - сделать так, чтобы о нас вообще забыли. Что бы все знали, что мы работаем «за кулисами», и что это совершенно естественно, настолько, что об этом и не следует дискутировать.

swissinfo.ch: На Швейцарию и ее финансовый сектор оказывается серьезное международное давление. Насколько оно, в самом деле, серьезно, и что это означает для Finma?

A.Э.Л.:Ясно, что на свете есть несколько глобальных тенденций, особенно в области регулирования, игнорировать которые не следует и участником которых является Finma, все равно, идет ли речь о Базельском комитете банковского надзора, о Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO, международная финансовая организация, объединяющая национальные органы регулирования рынка ценных бумаг – прим. ред.) или о других международных структурах. В них мы всегда стремимся найти «швейцарское решение», которое было бы приемлемым на уровне мирового сообщества.

Что касается давления со стороны США, то, после целого ряда международных скандалов (конфликт с UBS, а потом и с сотрудниками банка Credit Suisse из-за обвинений в содействии уклонению от налогов), Finma не считает эту проблематику приоритетной. Беспокоиться об этом должны другие структуры.

Мы же вовлечены во все это в том смылсе, что мы осуществляем надзор за банками и интересуемся тем, каким образом эти банки намерены в рамках своей деятельности обходить риски.

Кроме того, мы является главным контактным лицом для американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC, агентство правительства США, которое является главным органом, осуществляющим функции надзора и регулирования американского рынка ценных бумаг – прим. ред.). Мы сотрудничаем с ней в некоторых случаях на уровне обмена информацией. И это все.

swissinfo.ch: В общем и целом, можно ли сказать, что финансовый кризис завершен?

A.Э.Л.: Нет! Кризис еще не кончился. Говорить это непросто, особенно будучи в Швейцарии, где общая (экономическая) ситуация выглядит гораздо менее критично, чем где бы то ни было. Однако остается проблема государственных долгов, остается проблема накопленных системных рисков, которую, на самом деле, никто не контролирует.

А, кроме того, у нас есть проблема в области процентной ставки банковского рефинансирования, и не важно, уменьшается она или увеличивается. Главное, что остается риск дестабилизации всей финансовой системы. Нет, кризис еще не преодолен.

swissinfo.ch: Для того, чтобы иметь возможность контролировать банки Finma должна полагаться на банковские же информационные системы и их системы анализа рисков. Кризис показал, что такая модель обречена на неудачу. Намерены ли вы попытаться создать более эффективную систему?

A.Э.Л.: А мы собственно и не ждали конца кризиса, чтобы взяться за это. С одной стороны, интеграция в рамках Finma трех разных ведомств позволила нам сделать ставку на новые приобретенные компетенции и на внутренний обмен и взаимную поддержку. Кроме того, мы стали в качестве надзорной структуры более строгими.

Мы проводим сейчас гораздо большее число инспекций на местах. Наших людей мы командируем прямиком в финансовые институты, и не обязательно в крупные. Закон требует привлечения ревизионных и аудиторских компаний – мы работаем и с ними.

Благодаря такому контролю на местах и более критичному диалогу (с проверяемыми) мы многое узнали о самих себе, о наших компетенциях, недостатках, но и о финансовых институтах. Глядя на реакцию людей легче оценивать, понимают ли они степень риска, которому они подвергаются, и насколько корректен их антикризисный менеджмент.

swissinfo.ch: Кризис выявил наличие пресловутой проблематики «Too big to fail» - речь идет о системных банках, которые государство не может предоставить самим себе и дать им умереть. Парламент Швейцарии вскоре как раз займется этим вопросом. Новые нормативы Базельского комитета банковского надзора, известные как Базель-III, - один из принципиальных вопросов для всего мирового финансового рынка. Достаточны ли они для того, чтобы в будущем избегать подобных проблем?

A.Э.Л.: Понятия не имею! Однако я уверена, что мы на правильном пути, и что этим путем нам следует двигаться и дальше.

swissinfo.ch: Насколько банки Швейцарии исполнили свои обязанности на предмет контроля за отмыванием преступных капиталов в рамках своего сотрудничества с диктаторами из Туниса, Ливии, Египта? Достаточны ли ныне действующие нормы?

A.Э.Л.: Еще не настало время обнародовать результаты наших проверок. У нас под прицелом добрая дюжина банков, и мы сейчас выясняем, нарушили ли они свои обязанности или нет.

Действующие нормы контроля представляются мне корректными и нормально функционирующими, однако для этого свои домашние задания должны готовить и банки сами, и финансовые посредники (финансовые институты, основной функцией которых является аккумулирование свободных денежных средств и предоставление их от своего имени на определённых условиях субъектам, нуждающимся в этих средствах – прим. ред.).

Кстати, у нас нет оснований полагать, что уровень обязательности банков в последние годы снизился. Напротив… Тем более, если учесть, что степень контроля со стороны надзорных властей за частными банками в последнее время возросла


Справка. О швейцарском надзорном органе FINMA

Федеральное Ведомство по надзору за финансовыми рынками (die Finanzmarktaufsicht - Finma) существует в своей нынешней форме уже второй год. Число полных рабочих мест выросло за это время с 333 до 371. В текущем году это число должно дойти до 400.

Finma возникла в 2009 г. в результате слияния Федерального ведомства по вопросам частного страхования (BPV), Федеральной банковской комиссии (EBK) и Контрольного бюро по борьбе с отмыванием преступных капиталов.

По инициативе Finma в 2010 г. было возбуждено 32 уголовных и гражданских дела.

С начала 2011 г. председателем правления Finma является 61-летняя юрист, адвокат и профессор из Женевы Анн Эритье Лашат (Anne Héritier Lachat). С 2005 года она была членом тогдашней Федеральной банковской комиссии.

Эритье Лашат сменила Ойгена Хальтинера, который подвергался серьезной критике из-за своей близости к банку UBS, в октябре 2008 г. «спасенному государством».

Финансовый сектор дает в Швейцарии 12% ВВП, и обеспечивает наличие 200 тыс. рабочих мест.

Основная забота Finma сейчас – низкий уровень процентов в Швейцарии, из-за чего банки, попадая в ситуацию, когда им нужно во что бы то ни стало зарабатывать прибыль, во все большей степени склонны к риску. Речь идет, прежде всего, о низкой стоимости ипотечных кредитов. Резкий взлет этого показателя привел бы к резкому уменьшению доходов банков – и к их еще большей склонности к рисковой игре.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version