«Конечно же, я знаю, что вот уже несколько лет у меня есть читатели, и я даже видел их пару раз сидящими в зале; я не думаю, правда, что они столь многочисленны, что есть шанс, что кто-то из них едет со мной в одном автобусе», - писал в 1975 г. Макс Фриш в своем рассказе «Монтаук» (перевод этого и других отрывков наш – прим. ред.).
Наверное, писатель немало подивился бы, узнай он, что о нем говорят и знают современные читатели. Запечатленные на видео, эти откровения о Максе Фрише составили трехчасовой фильм, который можно увидеть в цюрихском музее «Strauhof». Основу выставки о нем в этом, - похожем на напутанный лабиринт, - музее, составили 17 тематических разделов.
Путешествие от темы к теме позволяет составить себе представление о том, кто был в общем и целом Макс Фриш, из каких этапов складывалась его биография, а главное, кто сейчас относится к числу его читателей и почитателей, и что они знают (и не знают) о нем.
Все ужасно сложно…
Так, один школьник признается: «Я думаю, что ничего больше из Фриша я читать не буду. В романе «Хомо Фабер» он показался мне не слишком симпатичной персоной… Да и пишет он ужасно сложно…».
А вот кинорежиссер с немецкими и турецкими корнями Фатих Акин (Fatih Akin) придерживается иного мнения. «У меня по немецкому всегда хорошие оценки были, так как на уроках мы много проходили драм и нас заставляли рассказывать истории. Мы много читали книг Генриха Бёлля и Макса Фриша – и все это пошло на пользу».
Следует отметить, что устроители выставки вовсе не поливают Фриша елеем, подвергая креативному сомнению его актуальность в наши дни. Так, художница Майа Виели (Maja Vieli) утверждает: «Проблемы, которыми мучился Фриш, сегодня не являются моими проблемами». В целом она могла бы идентифицировать себя с теми фундаментальными вопросами, которые ставятся в книгах Фриша, а именно, с вопросом идентичности человека и ее реализации в этом мире. Однако этого не получается, и остается только желание и стремление «уйти»: «С этим желанием, наверное, я бы могла себя идентифицировать, но не более».
Нельзя сказать, что Макс Фриш сейчас находится в сознании у каждого встречного, - говорит куратор выставки Аннемари Хюрлиман (Annemarie Hürlimann) в интервью порталу swissinfo.ch:
«Мы проводили экспресс-интервью на улицах, и надо сказать, их результаты были довольно разочаровывающими, так как многие просто не знали, кто такой Макс Фриш. Однако в Берлине мы были вознаграждены встречей с молодым турком, который читал нам Фриша по-турецки».
Сплошные вопросы
Существенной частью таланта Макса Фриша была его легендарная способность ставить вопросы. И иногда давать на них ответы. Например: «Можете ли вы представить себе брак без юмора?» Ответ: «Нет».
«Предположим, вы еще ни разу не убивали человека: как тогда вы объясните тот факт, что этого до сих пор не случилось?», - спрашивает Макс Фриш в одном из своих «опросных листов», опубликованных в «Дневнике», который охватывает период с 1966 по 1971 гг.
Признаемся – довольно провокационные вопросы, вызывающие у иных читателей бурю эмоций.
А вот еще вопрос: «Любите ли вы кого-нибудь? И если да, то на чем базируется ваш вывод?» В одном из эпизодов вышеупомянутого фильма студентка Ева Шпершнайдер (Eva Sperschneider) говорит: «Меня очень заинтересовал вопрос о том, куда девается стоимость банкноты после того, как она была сожжена?»
Наивные, иногда даже детские вопросы Фриша настолько поразили тогдашнего федерального канцлера ФРГ Гельмута Шмидта, что он даже включил писателя в состав делегации, сопровождавшей его во время официального государственного визита в Китай.
Фриш и женщины
Главными героями романов Фриша всегда были мужчины: Гантенбайн, Штиллер, Фабер, дон Хуан. Однако любовь всегда была важнейшей темой его книг.
Школьница Леа, прочитав роман «Хомо Фабер», формулирует свое мнение так: «Женщины для Фабера слишком утомительны. Когда его электробритва ломается, он может ведь ее разобрать, и посмотреть, что произошло, в чем поломка. Однако женщину разобрать нельзя. Поэтому-то они для него утомительны…»
Изменник и предатель?
«Я люблю быть швейцарцем, однако я не чувствую себя обязанным считать, что Швейцария это страна, которая лучше остальных», - именно так сформулировал Фриш в 1957 году свое понимание патриотизма в речи по случаю национального праздника Швейцарии 1-е августа.
Многие представители консервативных политических сил в стране не могли смириться с такой позицией. «Размышления и мнения Фриша сделали его идентификационной фигурой для многих швейцарцев, старых и молодых, мужчин и женщин, для всех тех, кому не подходило закоснелое понимание Родины, исповедовавшееся консерваторами», - пишут в своем буклете к выставке ее устроители.
Уже в 1974 году Фриш считал, что независимость и нейтралитет Швейцарии превратились в одну большую иллюзию. Его понятие Родины опиралось отнюдь не чувство комфорта и самоуспокоенности: «Кто говорит – Родина, тот берет на себя больше остальных».
Значение Фриша сегодня
Макс Фриш родился 100 лет назад, 20 лет назад он умер. Каково его значение в наши дни? Куратор выставки Аннемари Хюрлиман рассказывает, что она сама «быстренько в свое время «прошла» Фриша, потому что он был в программе – «Бидерман и поджигатели», «Андорра», «Хомо Фабер». И поначалу у меня не было особого энтузиазма браться за него опять».
Однако ей помогло долгое пребывание за рубежом. Именно оно открыло ей возможность личного контакта с писателем и его миром. «Тоска Фриша по чужим странам и, одновременно, желание возвратиться на родину – вот что меня заинтересовало особенно».
Каждый думает сам…
Для нее выставка в Музее «Strauhof» представляет собой «предложение поработать самостоятельно. Объем представленного материала просто огромен. Для того чтобы полностью ознакомиться с выставкой, нужно не менее шести часов. И для нормального посетителя обойти все разделы экспозиции практически невозможно.
Однако можно выделить себе отдельную тему, или раздел, используя тематический указатель. И если человек покинет музей через всего лишь один час, он ничего не потеряет… Только приобретет!»
|