News
25.03.2011

Тоннель Сен-Готтард: новый этап строительства

Человек и машина против скалы. Сражение этих непримиримых соперников в последний раз можно было наблюдать в эту среду на трассе прокладки скоростного железнодорожного туннеля под перевалом Сен-Готтард.

По приказу главного прораба Даниэля Шпёрри (Daniel Spörri) гигантский горнопроходческий щит (TBM) двинулся ровно в 12.00 по местному времени в сторону северного портала туннеля с тем, чтобы пройти последние 1,5 метра породы на перегоне Faido - Sedrun.

Процедура, которая сопровождалась музыкой из фильма «Batman» несколько затянулась, однако это был, как говорится в другом фильме, «звук неизбежного». Порода обрушилась, обнажив гигантскую (диаметр – 9,40 метра) голову щита с его ножевыми кольцами.

В 12.50 по местному времени австрийский инженер-проходчик Эрнст Гюнтер (Ernst Günther) пробрался под аплодисменты 350-ти присутствующих к голове щита, водрузив на маленький алтарь фигурку Св. Барбары – покровительницы горняков. Алтарь был весь заклеен фотографиями шахтеров, погибших во время проходки туннеля.

«Это был неописуемый момент…», - сказал позже Э. Гюнтер порталу swissinfo, - «…наступивший после восьми лет работы и невероятных трудностей, которыми нам все-таки удалось справиться».

Самый длинный туннель мира

И в самом деле. Обе одноколейные трубы Сен-Готтардского тоннеля теперь полностью пройдены на протяжении всех запланированных 57-ми километров. Однако вся система туннельного комплекса составляет не много ни мало 152 километра (следует учитывать служебные туннели, штольни, шахты и прочие сооружения). И вот теперь вся эта система полностью (пока вчерне) пройдена.

Для горнопроходческих команд день 23-го марта 2011 г. станет даже еще более важным, чем день смычки двух частей туннеля (южной и северной) пять месяцев назад. Потому что «эра Сен-Готтарда» для них завершается окончательно. Из сотен проходчиков некоторое время останутся еще пара десятков для того, чтобы разобрать горнопроходческий щит. Остальные… А остальным лежит дорога на другие стройки!

«Характер площадки поменяется кардинально – от выемки породы мы переходим к строительно-отделочным работам», - говорит Кристиан Крауэр (Christian Krauer), главный прораб на участке Седрун (Sedrun).

А глава компании-подрядчика «Alptransit» Ренцо Симони (Renzo Simoni) добавляет: «Можно сказать, что опасность преодолена, мы сделали это!» При этом он имеет в виду опасность какой-либо фундаментальной аварии или ошибки при проходке туннеля, которая могла бы поставить под вопрос весь проект в целом.

Завершившаяся «эра проходки» была тесно связана с германской компанией «Herrenknecht» - именно эта фирма предоставила и осуществляла техническое обслуживание гигантского проходческого щита. На долю этой воистину гигантской машины приходится 56% всей вынутой породы, остальные 44 были обработаны при помощи взрывной техники.

Всего на поверхность было доставлено 28 миллионов тон скальной и горной породы. «Этот день для нас – все равно что Рождество, Новый Год и Пасха одновременно», - говорит владелец компании Мартин Херренкнехт (Martin Herrenknecht).

Праздник под землей

В центре торжественного приема, посвященному окончанию проходческих работ, и приехать на который прямым ходом смогли проходческие команды как из Седруна, так и из Файдо, находились, конечно же шахтеры, инженеры и планировщики. Особого внимания прессы этот праздник к себе не привлек, в отличие от дня торжественной смычки южной и северной частей туннеля 15-го октября прошлого года.

Из политиков никто своим присутствием праздник не почтил. Не явились даже министры строительства кантонов Граубюнден, Ури и Тичино. А ведь это было бы незаметным, но столь важным оказанием почтения всем тем, кто строит столь необходимый тоннель – пусть и не под камерами телевидения.

Теперь все внимание будет уделяться строительным и монтажным работам: надо будет забетонировать своды туннеля, проложить вчерне все коммуникации, подготовить прокладку и монтаж железнодорожного оборудования. Компания-подрядчик «Alptransit Gotthard AG» планирует передать готовый туннель швейцарской железнодорожной компании SBB уже в мае 2016 года. В декабре по туннелю могут уже поехать первые поезда. Однако пока никакого решения на этот счет принято не было.

Быстрее, тяжелее, скорее

Туннель под перевалом Сен-Готтард (Gotthard-Basistunnel, введение в эксплуатацию - 2016/2017 гг.) и туннель Ченери (Ceneri-Basistunnel, введение в эксплуатацию – 2019 г.) станут (вместе с туннелем Лёчберг) несущими элементами самой современной транспортной системы (NEAT), позволяющей быстро и комфортно преодолевать Альпы.

Ее наивысшая точка будет, благодаря туннелям, находится только на высоте 550 метров над уровнем моря. Нынешние трансальпийские железные дороги вынуждены преодолевать высоту в 1 150 метров.

Тем самым, путь через Швейцарию станет более «плоским» и на 43 км короче. Кроме того, увеличится пропускная способность швейцарских транзитных трасс, то есть поезда смогут быть длиннее и поднимать вдвое больше груза – не 2 тыс. тонн на один состав, как сейчас, а 4 тыс. тонн. Кроме того, увеличится, тоже в два раза, их скорость. 


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version