Основное поле деятельности института (Institut für Schnee- und Lawinenforschung - SLF) заключается в составлении прогнозов и экспертиз. Его самым известным изданием является так называемый «Лавинный бюллетень» («Lawinenbulletin»), который информирует об актуальных угрозах не только лыжников, но и проводников и работников спасательных служб.
Бывший бальнеологический курорт Давос известен в мире, прежде всего, как место проведения Давосского форума (WEF). Для самых начитанных это еще и место действия знаменитого романа «Волшебная гора» («Der Zauberberg») классика германской литературы Томаса Манна (Thomas Mann).
Однако Давос это еще и место, где располагается Институт исследования снега и лавин, и если, будучи в Давосе, посмотреть окрест себя, то станет ясно – почему. Покрытые снегом живописные вершины гор Граубюндена являются для института, как указано на сайте SLF, естественной научной лабораторией. Институты, изучающие снега и лавины, существуют еще только во Франции и в Индии. Швейцарский же SLF из них самый старший.
«К созданию института привели самые разные факторы», - рассказал порталу SwissInfo.ch Юрг Швайцер (Jürg Schweizer), руководитель отдела SLF, отвечающего за предупреждение лавин и их профилактику.
«Во-первых, зима 1930/31 гг. была какой-то уж особенно суровой. Потом, после Великой депрессии прошло уже некоторое время, и туристические потоки стали восстанавливаться. Еще один фактор – строительство в горах в 1920-е гг. целого ряда ГЭС. Наконец, над проблемой лавин давно уже размышляли представители лесной промышленности».
Поэтому в 1931 г. в Берне была основана Федеральная комиссия по исследованию снега и лавин (Eidgenössische Kommission für Schnee- und Lawinenforschung). Однако очень скоро стало ясно, что для исследований необходимы полевые эксперименты. Поэтому в итоге выбор пал на Давос, где в 1936 году прошли первые эксперименты со снежным домиком-иглу.
Снежные первопроходцы
«А потом пришла весна 1936 года и домик-иглу, разумеется, растаял. Поэтому было решено построить что-то более постоянное и перенести снежную лабораторию повыше, на гору Weissfluhjoch, что над Давосом, на высоту 2 662 метра. Там и был построен простой деревянный барак», - рассказывает дальше Ю. Швайцер.
В 1942 году вместо барака было построено более или менее современное здание, в котором и располагались центральные структуры института до тех пор, пока в 1996 году не были введены в строй современные, нынешние корпуса института внизу, в Давосе. А здания на склоне горы Weissfluhjoch до сих пор используются для исследовательских целей».
Первоначально институт концентрировался на таких вопросах, как процесс образования снежных покровов, механика снега, образование лавин, природа кристальных структур льда и их преобразование в снег.
«Это была совершенно новая сфера науки, до нас всем этим систематически не занимался никто. Первыми сотрудниками института были инженеры со специализацией по вопросам геотехники и минералогии. Был так же один геолог и один метеоролог.
Однако их сотрудничество оказалось весьма плодотворным. Каждый из специалистов принес с собой свои личные инструменты и снаряжение, приспособив их затем к специфическим нуждам, связанным с исследованием снега. Поэтому всего лишь в течение нескольких лет они добились удивительного прогресса в плане понимания снега и его особенностей».
«Лавинный бюллетень»
В 1945 году SLF перенял у вооруженных сил лавинную службу, созданную и развитую в период Второй мировой войны с тем, чтобы защищать швейцарские части, расположенные в горных регионах. До 1950 г. существовало примерно 20 контрольно-измерительных станций, которые снабжали гражданскую теперь уже противолавинную службу информацией для издания еженедельного «Лавинного бюллетеня».
Конечно, по сравнению с нынешними стандартами тогдашние структуры выглядят просто дилетантски. Например, лавинной опасности еще не присваивали степеней. Эта система, причем сразу в европейском масштабе, была введена гораздо позже, только, как ни странно, в 1993 г. Сегодня SLF издает в день два национальных лавинных бюллетеня, и целый ряд региональных.
Важной цезурой в развитии института стала трагическая зима 1950/51 гг., когда от лавин погибло в общей сложности 98 человек. С помощью института по всей Швейцарии были значительно улучшены и расширены как противолавинные сооружения, так и сеть контрольно-измерительных станций.
Ведущие позиции
Все эти меры, включая мероприятия по сохранению лесных ресурсов, привели к тому, что число лавин в Швейцарии значительно снизилось. Сегодня в стране в год от лавин гибнет не более 25-ти человек – это все люди, которые легкомысленно игнорируют правила техники безопасности, покидая пределы размеченных склонов.
Сегодняшний SLF – это наисовременнейшая структура со 130 сотрудниками и годовым бюджетом в 15 миллионов франков. С 1989 года Институт является частью швейцарского Федерального исследовательского агентства леса, снега и ландшафта (Eidg. Forschungsanstalt für Wald, Schnee und Landschaft -WSL) и, таким образом, он стал частью федеральной Высшей технической школы Цюриха (Eidgenössische Technische Hochschule - ETH).
«Не ошибусь, если скажу, что в нашей сфере исследований мы занимаем в мировом зачете лидирующие позиции, принадлежа в первой тройке самых важных структур в этой области», - заявил нынешний директор SLF Якоб Ринер (Jakob Rhyner) в интервью порталу swissinfo.ch.
Изменение климата как серьезный вызов
Институт поддерживает активное сотрудничество с промышленными кругами, поддерживая лыжные курорты в вопросах создания искусственного снега в случае, когда Снежная королева опять отказывается делиться с людьми своим белым богатством.
Занимается он и вопросами, связанными с изменением глобального климата. Конечно, если в будущем вдруг в горах не будет больше снега, то не будет и лавин. Однако пока директор SLF Якоб Ринер не боится остаться без работы. По его мнению, снег в горах будет падать еще лет 50. Но при этом, параллельно с климатическими переменами, будет меняться и характер лавин. И все это надо будет изучать…
«В будущем мы будем чаще сталкиваться с таким явлением, как сырая лавина, то есть с результатами смешения воды и снега. Будет возрастать частота и таких опасных явлений, как резкое таяние снега, селевые потоки, каменные лавины… И с ними мы тоже будем пытаться бороться такими же методами, какие мы применяем в борьбе со снежными лавинами».
Так что пока снег и лавины, как и 75 лет назад, остаются главной темой для Института.
«Требования к предсказанию лавин и к пониманию их динамики растут постоянно. Ведь растет и потребность человека в мобильности. Кроме того, люди хотят иметь более точные прогнозы на более продолжительный срок», - говорит Я. Ринер, - «Даже после 75 лет исследований необходимость и дальше улучшать научное понимание природы снега и лавин никуда не исчезла».
|