В конце каждого учебного года регулярно наблюдается одна и та же картина – около 2,5 тыс. выпускников средних школ и профтехучилищ оказываются не у дел, не сумев найти ни работу, ни возможность пойти учиться куда-нибудь какой-нибудь определенной профессии. Еще около 15 тыс. молодых людей каждый год тщетно ищут работу, не имея за душой ни диплома, ни свидетельства о приобретении профессиональных навыков.
Тем самым в самом начале своей трудовой карьеры эти молодые люди подвергаются значительному риску, ведь для того, чтобы получить работу, нужен диплом. Без него человек оказывается практически без шансов найти себе какое-либо занятие в жизни. А значит, он вынужден подавать ходатайство о предоставлении ему социальной помощи.
Группа риска «трудные подростки»
О каких конкретно молодых людях идет тут речь? И почему вдруг двери на рынок труда для них оказываются закрыты.
«Речь идет о юношах и девушках так называемого проблемного склада характера…», - говорит Элизабет Алеман Телькес (Elisabeth Allemann Theilkäs), ответственная за профессиональную ориентацию в организации «BIZ: Bern-Mittelland», - «…то есть о молодежи, которая по тем или иным причинам не способна соответствовать высоким требованиям, предъявляемым рынком труда. Трудовой мир не очень-то благосклонен к таким молодым людям и даже часто не дает им ни шанса для того, чтобы они могли начать профессиональное обучение».
А между тем, - считает Э.А. Телькес, - для молодых очень важно получить такой шанс, пусть даже в форме облегченного курса профессионального обучения. Такого рода проблемы немедленно отражаются на статистике в сфере предоставления социальной помощи. Здесь категория молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет принадлежит к категориям, в наибольшей степени зависящей от социальной помощи. В 2009 г. из них 4,5% получали такую помощь, причем три четверти получателей не имели диплома о профессиональном образовании.
В целом 90% швейцарских выпускников без проблем преодолевают переход от школы к профессиональной жизни. Для оставшихся 10% разработаны самые разнообразные проекты, которые призваны помочь интеграции в мир профессионального мастерства.
Например, один из проектов обращен именно в сторону «трудных» юношей. В рамках этого проекта их сопровождают с 8-го класса до 24 лет. Специальный координатор следит за согласованностью действий разных категорий властей в ходе выбора такими молодыми людьми профессии и прохождении ими учебных программ профессионального образования.
«До 2015 года мы хотим, таким образом, увеличить процент тех, кому удается переход от школы к диплому об профобразовании, до 95%», - говорит Э.А. Телькес.
В кантоне Берн этот показатель уже достигнут. «В нашем кантоне только 500 из каждых 10 тыс. выпускников школ остаются без диплома. Это как раз и соответствует 5%. А ведь еще в 2008 г. квота таких неудачников в возрастной категории от 15 до 24 лет составляла 5,8%, тогда как в среднем по стране эта цифра находилась на уровне 3,9%»
Поправки – опасность или стимул?
Народ на референдуме в сентябре 2010 г. согласился принять четвертый пакет поправок к Закону о страховании от безработицы, т.н. «4. Revision des Arbeitslosenversicherungs-Gesetzes – AVIG». Все новации, которые принесли с собой эти поправки, вступают в силу 1 апреля 2011 г. Одно из непосредственных следствий этой реформы состоит в том, что риск «трудных подростков» угодить не на завод, а число получателей социальной помощи, заметно возрастает.
Существует опасение, что молодые безработные (а в феврале 2011 г. их насчитывалось 21 280 человек) прямиком последуют от кассы страхования по безработице в руки органов опеки и социальной помощи. А все дело в том, что реформа сокращает количество дней, в ходе которых выплачивается пособие по безработице, с 260 до 200 дней.
Швейцарская конференция социальной помощи (Schweizerische Konferenz für Sozialhilfe - SKOS) высказывает озабоченность. «Пока сложно сказать, как эта реформа отразится на число тех, кто будет вынужден получать социальную помощь», - говорит Доротея Гуггисберг (Dorothee Guggisberg) из SKOS. - «Однако в среднесрочной перспективе мы исходим из роста числа таких людей на 30%. Наиболее пострадают молодые взрослые и те, кто находится на пороге выхода на пенсию».
Э.А. Телькес видит эту проблему несколько иначе: «Реформа приведет к тому, что молодые люди после окончания школы должны будут, прежде всего, попробовать себя на рынке труда, что является для них преимуществом. Для тех обучающихся, что закончат в августе свое обучение с дипломом, сокращенное число дней выплаты пособия по безработице вполне будет достаточным, так как опыт показывает, что работу такие молодые люди находят, как правило, в течение 6-8 месяцев».
Кроме того, введенные в последние годы дополнительные меры профессиональной интеграции, такие, как профпрактика или так называемое «мотивационное полугодие», должны дополнительно улучшить шансы молодых людей на получение работы.
Справка. Социальная помощь в Швейцарии и реформа страхования от безработицы.
В 2009 г. в Швейцарии социальную помощь получали 230 019 человек, что составляет 3,0% процента от работоспособного населения.
Треть из них принадлежит к категории «работающих бедных» (Working Poor), то есть людей, которые не защищены от нищеты, несмотря на наличие работы, одна треть это те, кто не работает, и одна треть – безработные.
Социальная помощь – это во многом городской феномен. Четверть тех, кто получает социальную помощь, живет в пяти городах с населением свыше 100 тыс. человек. В городах число таких граждан в два раза превышает общешвейцарский показатель.
По данным федерального Ведомства статистики число получателей социальной помощи в Швейцарии в 2009 году возросло во всех категориях. Это связано с мировым кризисом, который с некоторым опозданием проявился в области социальной помощи.
Самую крупную группу получателей социальной помощи образуют дети, молодежь и молодые взрослые до 25 лет. В 2009 г. резкий рост получателей «социала» был зарегистрирован среди тех, кто находился на пороге пенсии (возрастная группа от 56 до 64 лет). Для таких людей найти новую работу особенно нелегко. Среди них доля получающих социальную помощь составляет 2,2%, что больше, чем в 2004.
Какие конкретно изменения принесет реформа?
Для возрастной категории застрахованных от 25 до 55 лет: для того, чтобы получать пособие максимально предусмотренный срок (400 дней) теперь необходимо иметь за плечами 1,5 года уплаты страховых взносов. Раньше достаточно было и года. Теперь 12 месяцев уплаты взносов обеспечивают получение пособия по безработице в течение только 260 дней.
Для возрастной категории застрахованных старше 55 лет: максимальный срок выплаты пособия (520 дней) получают только те, кто платил взносы два года. Раньше достаточно были полтора года.
Для возрастной категории застрахованных до 25 лет: они получат 200 дней выплаты пособия в случае уплаты взносов в течение одного года (ранее - 260 дней). Тот, кто не платил ни дня, получат 90 дней.
|