News
31.03.2011

В Швейцарии растет популярность «био-продуктов»

Швейцарское межотраслевое объединение био-хозяйств «Bio Suisse» сообщило вчера о наличии позитивной тенденции: впервые с 2004 г. количество тех, кто покинул объединение, стало меньше числа тех, кто подал ходатайство о вступлении в него. Однако факт остается фактом – число фермерских хозяйств, производящих продукцию «биологически чистыми» способами, продолжало сокращаться, равно как и площади земель, отведенных под этот тип хозяйствования, пусть даже это сокращение было выражено не столь ярко, как в прошлые годы.

Почему так происходит? «Слишком строгие требования властей, слишком большие затраты», - говорят био-фермеры в один голос. В 2010 г., по данным «Bio Suisse», в Швейцарии насчитывалось 5 913 био-фермерских хозяйств. А между тем еще в 2009 г. из 53 561 крестьянских хозяйств в Швейцарии официально в качестве «био-хозяйств» были зарегистрированы 5 935 хозяйств, или 11%. В 2008 г. этот показатель находился на уровне 6 111 хозяйств, а в 2007 г. в Швейцарии всего насчитывалось 6 249 био-фермеров.

С точки зрения Урса Ниггли (Urs Niggli), с 1990 г. возглавляющего Исследовательский институт биологически чистого сельского хозяйства (Forschungsinstitut für biologischen Landbau - FiBL), что расположен в городе Фрик (Frick, кантон Базель-сельский), такого рода тенденция приводит к противоречивым выводам. «С одной стороны, фермеры стремятся производить продукцию высокого качества, за которую они хотят получать хорошую цену, однако при этом необходимые для этого инвестиции для них слишком велики», - заявил профессор и первопроходец в области экологически чистого сельского хозяйства в интервью порталу swissinfo.ch.

Швейцария теряет «ноу-хау»

Однако гораздо больше его тревожат не жалобы фермеров, а тот факт, что Швейцария все в большей степени теряет лидерство в области производящего высококачественную продукцию «биологически чистого» сельского хозяйства в пользу иностранного производителя, поскольку спрос на такого рода продукты питания в стране все равно продолжает неуклонно расти.

«Швейцария накопила бесценный опыт в производстве продуктов питания высочайшего уровня переработки. Именно в этой эксклюзивной области она бесспорный лидер – но только не в сфере массового производства, например, пшеницы», - говорит У. Ниггли.

А если швейцарский продукт еще и естественным образом отражает особенности региона, в котором он был произведен, то он вообще цены не имеет, характеризуясь еще более высокой прибавленной стоимостью. И вот именно в этой сфере Швейцарию начинают уже перегонять другие страны.

В среднем «био-фермеры» получают выручки на 15% больше, чем их «обычные» коллеги. Однако этот фактор, как видно, стал слишком слабым стимулом для того, чтобы компенсировать многочисленные форс-мажорные обстоятельства, прежде всего погодного свойства, - считает У. Ниггли.

«Тот, кто ведет хозяйство просто на основе норм, предписывающих ограниченное применение минеральных удобрений или пестицидов, имеет, при том же доходе, гораздо более спокойную жизнь, по сравнению со стрессом, который постоянно вынуждены переживать био-производители», - говорит он.

Уникальный опыт

Швейцарское межотраслевое объединение био-хозяйств «Bio Suisse», которое исполняет функции сертификации хозяйств, претендующих на приставку «био» (в роли "знака качества" выступает символический зеленый бутон), пытается запустить пакет мер с тем, чтобы остановить тенденцию к сокращению числа био-фермеров. Цель – побудить большее количество хозяйств перейти на рельсы биологически чистого производства.

Важной опорой этой кампании являются FiBL, ведущий в мире институт, занимающийся вопросами био-фермерства, а так же кантональные учебные заведения сельскохозяйственного профиля. «Только в Швейцарии, и нигде более, крестьяне могут получить ценнейшую и уникальную информацию на предмет условий и практик, являющихся необходимыми для био-производства продуктов питания», - утверждает директор FiBL У. Ниггли.

С одной стороны, он приветствовал бы «четкий сигнал политических властей» в пользу развития био-фермерства, однако, с другой, ученый все-таки предпочел бы, чтобы первую скрипку тут играли законы рынка.

Немецкие дискаунт-сети открывают для себя «био»

Пока на швейцарском рынке био-продуктов прочное лидерство удерживает один из крупнейших швейцарских ритейлеров – Coop. В последние месяцы очень активно в этой сфере начал действовать и его главный швейцарский конкурент – Migros. Однако все большую роль на этом рынке, - и это признает У. Ниггли, - играет теперь и зарубежная конкуренция в лице немецких «дискаунт-сетей» Aldi и Lidl.

В Швейцарии они действуют всего несколько лет, однако на данный момент они уже хорошо тут освоились, вовсю рекламируя «био-продукты» местных региональных швейцарских производителей. Предоставляемые ими дополнительные каналы сбыта такого рода продукции, - надеется У. Ниггли, - будут способствовать выживанию био-фермерства в Швейцарии.

Кстати, строгие био-нормы действуют в этих сетях в отношении не только овощей и фруктов, но и, например, рыбы: отказ от пестицидов и минеральных удобрений, использование щадящих технологий ее содержания и выращивания. А что касается полуфабрикатов, например, замороженной пиццы, то тут стандарты Швейцарии даже строже стандартов, принятых в Европейском союзе, - говорит У. Ниггли.

Помогут ли немцы и в самом деле выжить швейцарскому био-фермерству – покажет время. Пока же этот рынок характеризуется жесткой борьбой за выживание: большие хозяйства растут, маленькие почти неизбежно обречены на исчезновение. Так, в конце марта в Берне закрылся магазин био-продуктов «Vatterland». Этот супермаркет был основан в 1992 году как «первый в Швейцарии супермаркет, предлагающий только био-продукты». Остальные био-магазины, основанные в те «золотые годы», вынуждены сегодня буквально балансировать на грани выживания.

"Вопрос на засыпку"

«Био» вовсе не равнозначно более здоровому питанию». Такой вывод, сделанный в 2006 г. британскими учеными, посеял недоумение и частично панику среди специалистов, производителей и потребителей.

Вопрос на предмет того, в самом ли деле «био-продукты» качественно лучше обычных, У. Ниггли оставляет открытым. «Для этого требуются серьезные исследования, которые бы проанализировали привычки в сфере питания тысяч людей на протяжении многих лет», - указывает он.

По меньшей мере, - считает У. Ниггли, - «био-продукты» столь же полезны, что и обычные. Для потребителей важен тот факт, что такого рода продукты отличаются минимальным загрязнением нитратами, пестицидами или тяжелыми металлами, а так же гарантированно не имеют ничего общего с генно-модифицированной материей.

Кроме того, доказано, что «био-продукты» содержат больше витаминов и клетчатки, а так же в большей степени насыщены биоактивными веществами – так называемыми антиоксидантами, которые играют для клеток организма роль своего рода ангелов-хранителей.

«Да и в любом случае приоритет нужно отдавать здоровому питанию, насыщенному овощами и фруктами, желательно – без мяса. То есть лучше выбрать обычный салат, чем био-колбасу», - указывает он, подчеркивая, что до сих пор «био-продукты» являются нишевым явлением. На полках лидера рынка ритейлера Coop они занимают только восемь процентов площадей.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version