News
01.04.2011

Швейцарский эксперт: о чем спорят сунниты и шииты?

Будучи долгое время корреспондентом газеты «Neue Zürcher Zeitung» (NZZ) на Ближнем Востоке, он опубликовал большое число книг об этом регионе, об арабском мире и исламе. В беседе с порталом swissinfo.ch Арнольд Хоттингер (Arnold Hottinger) разъяснил разницу между суннитами и шиитами, а также показал, какую роль играют данные религиозные тeчения в той или иной ближневосточной стране.

swissinfo.ch: В Бахрейне, где сейчас имеют место народные волнения, суннитское меньшинство господствует над шиитским большинством населения. Как такое вообще могло произойти?

Арнольд Хоттингер: Речь идет в данном случае о вопросе власти, корни которого – в истории. В Бахрейне мы имеем суннитское правительство и в большинстве своем шиитское население, точнее – шиитами являются 70% народа. Очень удобно проиллюстрировать эту проблему на примере Ирака с его шиитским большинством. Ирак принадлежал к Османской империи, а турки принадлежат к суннитам, а потому в Багдаде они насаждали преимущественно суннитских губернаторов. Потом контроль над Ираком перешел к англичанам, и те продолжили прежний курс, подавляя шиитов и продвигая суннитов. В Северной же Африке, где начались революции, различия между суннитами и шиитами роли не играют, хотя формально в этом регионе большинство населения – сунниты.

swissinfo.ch: Как возник раскол на суннитов и шиитов?

А.Х.: Дело в том, что на заре исламской истории возник спор о том, кто имеет право руководить общинами мусульман. Те приверженцы ислама, которых сегодня называют шииты, считали, что общинами должны руководить прямые потомки Пророка. Будущие же сунниты придерживались мнения, что руководство должны брать на себя наиболее достойные люди.

swissinfo.ch: Означает ли это, что все нынешние шиитские имамы являются потомками Пророка?

А.Х.: Нет, конечно. Прямых физических потомков Пророка не было уже в 9 веке. Шииты считают, что последний такой имам перешел в вечность и обязательно вернется. Это в какой-то мере соответствует почитанию мессии, как это принято в христианстве. Этот имам вернется в момент наступления Страшного суда. Однако пока этого не случилось, все действующие духовные лица являются его заместителями на земле. Впрочем, это воззрение развивалось в разных странах по-разному. Единственное шиитское государство – это Иран. По действующей там доктрине каждый верующий должен иметь своего духовного наставника. Если община этого наставника превышает определенные размеры, то его называют Аятолла. Нужно четко представлять себе, насколько иранские шииты отличаются от шиитов, говорящих по-арабски.

swissinfo.ch: Насколько велико это отличие?

А.Х.: Персидский шиизм в значительной степени смешан с местной исконной религией зороастризмом. Персы, нынешние иранцы, имеют иной язык, иную культуру и иную историю.

swissinfo.ch: Как развиваются суннитские государства?

А.Х.: В суннизме государство играет более активную роль, так как сунниты убеждены, что тот, кто в состоянии наилучшим и самым справедливым образом управлять государством, является праведником и законным наследником Пророка. В суннизме такой праведник называется калифом. Он, с одной стороны, не есть прямой наследник Мухаммеда, но он есть тот, кого Всевышний сделал своим наследникам благодаря достигнутым этим наследником политическим успехам.

swissinfo.ch: Можно ли заметить качественное отличие, скажем, в смысле отношения к секуляризации, между шиизмом и суннизмом?

А.Х.: Нет. Нельзя сказать, что шииты более склонны к секуляризму, чем сунниты, или наоборот. В результате консервативной революции Хомейни в 1978 г. Иран сделал шаг в сторону создания непосредственного царства Божьего на земле. Это была абсолютная новация, такого ранее не было ни в суннизме, ни в шиизме. Именно Хомейни придумал идею такого современного «государства Бога». В настоящее время это государство еще сохраняет свою власть, но большинство населения Ирана уже не считает его легитимным. Это видно по тому, какого масштаба демонстрации имели там место. В арабском же шиизме, аль-Систани, идея «государства Бога» отвергается.

swissinfo.ch: Почему же сунниты и шииты так яростно конфликтуют между собой, например, в Пакистане?

А.Х.: Это тесно связано с течением фундаментализма, которое присутствует в обоих течениях ислама. Оно опирается на людей, выступающих за непосредственное, буквальное, толкование и реализацию идей и заветов Корана и Шариата. Когда пакистанские сунниты перегибают полку и начинают обзывать шиитов еретиками, то тогда начинается насилие. Фундаменталисты – это повсеместное явление. Когда, например, мы имеем дело с евангелическими протестантами в США, отвергающими дарвинизм, то это тоже, по моему мнению, проявление фундаментализма. Да и вообще в любой религии есть группы фундаменталистского характера, в том числе и в католицизме.

swissinfo.ch: Есть ли различия между суннитами и шиитами, например, что касается правил в области одежды для женщин?

А.Х.: Этот вопрос с различиями между суннитами и шиитами не имеет ничего общего. Речь идет, опять-таки, о том, насколько фундаменталистски подходят представители этих течений к толкованию и пониманию религии. Хомейни, например, придерживался крайнего фундаментализма в этой сфере, предписав женщинам на государственном уровне носить платки и полностью закутываться в одежды.

swissinfo.ch: Кого больше в Швейцарии – суннитов или шиитов?

А.Х.: Здесь у нас живут почти одни сунниты. Мусульмане с Балкан так же сунниты, ведь Балканы принадлежали Османской империи, которая была суннитским образованием. Но конечно нельзя исключать, что когда-нибудь в Швейцарию с туристическими целями приедет и шиит (смеется).


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version