Лучиано Баризоне (Luciano Barisone), бывший журналист и критик, родился в 1949 году. В его багаже – книги о Клинте Иствуде и Сидни Поллаке. Он является основателем фестиваля «Infinity Festival d'Alba», сотрудничал с Венецианским кинофестивалем.
До того, как стать руководителем фестиваля в Нионе, он был художественным руководителем флорентийского «Festival dei Popoli». Его предшественник Жан Пере (Jean Perret) сменил нионский фестиваль на руководство факультетом кино в Высшей Школе искусства и дизайна в Женеве.
swissinfo.ch: Что вы чувствуете, впервые возглавив «Visions du Réel»?
Лучиано Баризоне: Прежде всего, меня так и подмывает вывести, наконец, на экран плоды нашей почти пятимесячной отборочной работы. Одновременно меня слегка колотит, как перед выходом на сцену. Однако мы уже вон куда зашли, так что - переживем и это… (смеется).
swissinfo.ch: Чем вы руководствовались, выбирая фильмы для фестиваля?
Л.Б.: Мой подход сформирован с уважением по отношению к методам моего предшественника Жана Пере. Для нас важна форма рассказа, не только тема, к которой обращается рассказанная история. Фильм, как, собственно, и любой другой вид повествования и искусства, обретает себя посредством формы. В качестве примера я всегда привожу Мону Лизу. Объект картины – просто женщина, однако картина в целом дает нам феномен под названием «Мона Лиза».
Следующие критерии носят этический характер. Мы представляем картины, которые, - пусть даже повсеместно царит желание сделать из реальности некое арт-шоу, - все-таки с уважением относятся как к людям в кадре, так и к публике. Зрители должны ощущать себя в качестве ответственных лиц, и не превращаться в детей, которые всегда «обманываться рады».
swissinfo.ch: Вы с читаете себя преемником методов работы Жана Пере, или вы ходите подвести черту под прошлым и начать новый этап?
Л.Б.: Здесь имеет место как преемственность, так и инновация. Каждый из нас предлагает воспользоваться накопленным опытом. Я не хочу прямо брать и резко порывать с прошлым, однако, с другой стороны, мне хотелось бы несколько децентрализовать фестиваль.
Кино всегда было средством открытия мира. Мне ясно только одно: посредством нашего фестиваля люди тоже могут получить возможность открыть мир. И речь идет не только о физическом мире, но и о мире как месте присутствия духа и размышлений.
swissinfo.ch: Есть ли (в программе фестиваля) фильм, который в наибольшей степени соответствует вашим предпочтениям?
Л.Б.: Я бы сказал, что к такой категории относятся все фильмы (смеется). Посмотрим на прошлогодний фестиваль. Фильм, получивший Гран-при, «Into Eternity», предсказывает то, что сейчас происходит на наших глазах. Речь идет о вопросе атомной энергетики и о потенциальных опасностях, с ней связанных. Поэтому нынешний фестиваль представляет, прежде всего, фильмы, глубоко анализирующие состояние современного общества.
И тут я хотел бы обратить внимание на такие картины, как «Abendland» («Запад»), «Mercado de Futuros» («Рынок Будущего») и «Sonnensystem» («Солнечная система»). Эти фильмы являются произведениями искусства, которые не концентрируются на рассказывании какой-то истории. Они пытаются уловить настроение современного мира.
В фильме «Abendland» в центре находится, например, тот факт, что человек западного мира постоянно – от рождения и до смерти – строит вокруг себя своего рода крепость. Он создает некое место, и пытается потом его защитить от вторжений из вне. И становится заключенным. Как в концлагере. По крайней мере, так ощущает западный мир создатель картины режиссер Николаус Гейрхальтер (Nikolaus Geyrhalter).
Фильм «Sonnensystem» Томаса Хайзе (Thomas Heise) говорит о том, что в мире происходит процесс потери разнообразия. Он обращает внимание на исчезновение небольших общин и культур меньшинств. Речь идет о глобализации духа и материи, ведущей к утере различий.
Картина «Mercado de Futuros» посвящена проблеме потери памяти. Мы живем в системе, которая отличается презрением по отношению к памяти. Все вокруг говорят только о будущем. Но о каком будущем идет речь?
swissinfo.ch: Если смотреть с этой точки зрения: играет ли все еще фестиваль «Visions du Réel» какую-либо роль?
Л.Б.: Мне кажется, что играет. «Visions du Réel» показывает фильмы и дает возможность встречи с ними. Но это еще и рынок, где можно представить свои картины. Для меня важны оба аспекта. Мне кажется, что публика по достоинству оценивает это пространство для встреч и рефлексии. По крайней мере, я надеюсь на это.
Я все-таки хочу думать, что у зрителей еще не пропало желание встречаться в реале и ходить в кино, делать что-то, что выходит за границы просмотра DVD или вечерней телепередачи. Желание реальных встреч растет у людей особенно в такие сложные времена, как наши. Мне так кажется…
swissinfo.ch: В каком настроении, по вашему мнению, публика должна покинуть 17-й фестиваль «Visions du Réel»?
Л.Б.: Я очень рассчитываю вызвать у нее чувство ответственности за мир и его разнообразие. И что у нее, в итоге, появится желание, бороться за них. Я надеюсь, что фильмы, которые служат публике примером, придадут им мужества.
Я тоже выступаю за различия. Я считаю, что богатство мира опирается на его разнообразие. И что глобализация и униформизация суть «темная сторона силы». На этой «стороне» мир распадается, и открывать больше нечего.
ФЕСТИВАЛЬ «VISIONS DU RÉEL»
17-й фестиваль «Visions du Réel» пройдет с 7 по 13 апреля и покажет 180 фильмов.
Конкурс подразделен на три секции:
Секция «Helvétiques»: Подборка швейцарских документальных фильмов разных форматов.
Секция «First Steps»: Фильмы режиссеров-дебютантов краткого формата, включая опыты самоучек и даже выпускников школ.
Две подсекции: «Port franc»/«Fokus» и «Etat d'Esprit». Первая концентрируется на Колумбии. Вторая показывает зарубежные фильмы, еще ни разу не показывавшиеся в Швейцарии.
«Visions du Réel» - первый и пока единственный кинофестиваль, проходящий во франкоязычной Швейцарии. После Золотурна и Локарно это третий по значимости фестиваль страны.
Его бюджет составляет 2,5 миллиона франков, 400 тыс. из них поступает из федерального бюджета.
Фото: кадр из фильма "Запад".
|