«Почему так важно создавать искусственные человеческие органы?», - спрашивает Феликс Фрей (Felix Frey), инициатор создания Центра, профессор, главный врач отделения нефрологии клиники «Inselspital Bern». И сам же отвечает с точки зрения лечащего врача:
«Если человек серьезно заболевает, то он восстает против судьбы и стремиться стать снова здоровым. Такой поведенческий алгоритм заложен в каждом. Однако бывает так, что ничего сделать более нельзя – и тогда остается только одно, а именно, заменить больной орган здоровым»
Конечно, очень здорово, когда донорский орган помогает сохранить жизнь. Однако в процентном соотношении сделать так получается очень нечасто, по одной простой причине: донорских органов катастрофически не хватает.
«В моей области, то есть сфере почечных болезней, это видно особенно отчетливо. В мире около миллиона человек зависят от искусственного диализа. Машина, которая проводит операцию гемодиализа, тоже является своего рода искусственным органом, расположенным, правда, вне организма человека», - говорит Ф. Фрей.
Конечно, почки пересаживаются относительно часто, однако тут все равно возникает проблема, связанная с качеством донорских органов и с их недостаточным количеством. Не говоря уже обо всех побочных явлениях, связанных с необходимостью для пациента глотать огромное количество сильнодействующих лекарств. «Именно поэтому мы хотим усиленно инвестировать в науку», - подчеркивает доктор Фрей.
В результате всего лишь за девять месяцев и исключительно на средства собственного фонда клиники «Inselspital» был построен научный Центр в тысячу квадратных метров для почти трех сотен доцентов, студентов и докторантов. Центр будет специализироваться на биомедицине и создании искусственных органов.
Не все органы столь уж сложны
«Сложность создания искусственного органа зависит от сложности его функций», - говорит доктор Фрей. «Например, возьмем тазобедренные суставы. Тут мы имеем дело с шаровидным суставом, который уже с 1960-е гг. удалось заменить специальной металлической сфероидной конструкцией. А сегодня мы в состоянии производить коленные протезы и искусственные позвоночники».
Все это стало возможным, говорит врач, «потому, что суставы это довольно элементарный механизм. Поэтому их и можно относительно легко заменить». Однако все резко усложняется, когда орган должен исполнять сразу несколько функций. «Глаз, например, должен уметь видеть вдали и вблизи. Если этого не получается, мы помогаем себе при помощи очков, которые служат нам частичной заменой утраченных глазом функций».
Затем пришло время, и были изобретены контактные линзы, - рассказывает доктор Фрей далее. Сегодня мы уже пытаемся искусственно создавать сетчатку глаза. «Так оно и происходит: орган за органом, шаг за шагом».
Другая проблемная сфера – диабет (сахарная болезнь). «Столь распространенную на западе болезнь удалось более или менее поставить под контроль путем инъекций инсулина на основе показаний специального датчика, измеряющего уровень глюкозы в крови».
Банальное сердце
«Парадоксально – но факт», - говорит далее доктор Фрей, - «Сердце все еще пока не удалось заменить искусственным органом, хотя речь тут идет всего лишь о самой обыкновенной помпе/насосе, и не более того. И это притом, что насосная техника в настоящее время шагнула очень далеко. Вспомним только о самолетах, которые летают только благодаря сложнейшим насосно-помповым системам».
«Что же касается сердца, то вся проблема состоит в энергии, необходимой для того, чтобы приводить этот насос в движение. Такое искусственное сердце нуждается либо в электричестве, либо в бензине, а источник энергии должен быть мобильным, по примеру автомобильного аккумулятора».
Поэтому Фрей надеется, что научный прогресс создаст в скором времени подходящую для искусственного сердца батарею, причем они должны давать возможность бесконтактной подзарядки. По его мнению, «сердечная» область показывает в целом направление, в котором должна двигаться наука. «В Швейцарии почти треть населения подвержена риску смерти от болезней сердечнососудистой системы. Однако в год происходит всего 40 операций по трансплантации сердца. Это говорит о том, что тут нужно искать иное решение».
Сила – в единстве
Условием рывка в сфере создания искусственных органов является плотное междисциплинарное сотрудничество. «В прошлом успехи медицины базировались на сотрудничестве химиков и биохимиков. Сегодня нам нужна помощь физиков и инженеров», - считает доктор Фрей.
Именно на принципе междисциплинарности базируется и работа Ценра, созданного при клинике «Inselspital». «Для создания каждого органа мы можем привлечь физика или инженера. Их работа финансируется вузами, а вузы, в свою очередь, получают средства от заинтересованных клиник». Цель – не только создавать здесь в Берне искусственные органы, но и развивать науку в целом.
Недостаток донорских органов
В 2010 г. число доноров в Швейцарии впервые опустилось ниже отметки в 100 человек.
В 2010 в целом было трансплантировано 508 органов для 504 пациентов (против 466 годом раньше).
В этот же промежуток времени умерло 98 человек, которые были зарегистрированы в качестве доноров (103). Среди живых в качестве доноров в конце января 2011 г. были зарегистрированы 116 человек (109 год назад).
Число умерших пациентов, так и не дождавшихся донорских органов, достигло 59-ти человек (годом раньше – 67 чел.). По состоянию на 1 января 2011 г. трансплантации ожидали 1 021 пациент.
На 1 миллион жителей в Швейцарии приходится 12,6 погибших доноров (европейский средний показатель – 20 доноров на миллион).
В 2010 г. чаще всего в Швейцарии пересаживались почки (294 раза), печень (100), легкие (49), сердце (35) и поджелудочная железа (30).
В 2010 г. из Швейцарии было экспортировано 19 органов (годом раньше - 9). Импорт составил 18 органов (годом раньше - 24).
Типичный донор в Швейцарии находится в возрасте 50 лет. Причина его смерти – кровоизлияние в мозг.
|