News
09.04.2011

Рене Бурри: награда на фоне истории

Один хороший приятель фотографа как-то сказал ему: «Знаешь, фотограф ты в целом неплохой, но наснимал ты за всю свою жизнь уж очень много». Он был прав, - признает художник в интервью порталу swissinfo.ch. «За то время, что мне еще осталось, я должен успеть навести порядок в моих фотографиях».

Говорят, что он обладал неимоверным любопытством. Если что-то где-то происходило, он обязательно должен был быть там, на месте событий, конечно же, со своей камерой. «Фотоаппарат стал для меня третьим глазом. Он позволял мне приблизиться к таким вещам, которые в иной ситуации навсегда остались бы для меня недостижимыми», - говорит Р. Бурри. Фотографирование всегда было для него мостом между ним самим и другими странами.

«Я не отношусь к типичным швейцарцам. Я всегда хотел покинуть мои родные горы. Конечно, я люблю Швейцарию, и я всегда с удовольствием возвращаюсь домой, однако любой человек должен иметь возможность преодолеть свои естественные границы, вырваться в мир. Я человек, который взобрался на горы и завоевал мир, открыл его заново».

Процесс наведения порядка в залежах фотографий привел в прошлом году к изданию примечательного фотоальбома, посвященного бразильской столице, городу Бразилиа. «Когда я впервые посетил Бразилиа, я не нашел там ничего, кроме пустынной саванны и нескольких бетонных зданий», - рассказывает фотограф, который своей камерой запротоколировал процесс создания этого искусственного выведенного поселения.

Бразилиа, строгость и Ле Корбюзье

И в самом деле, Бразилиа стала для Р. Бурри возможностью шаг за шагом проследить процесс рождения города. «Сначала в городе все было очень строго. Городская планировка была основана на едином замысле, базировавшимся на идеях Ле Корбюзье и стиле «Баухаус». Дух города был соответствующим. Оскар Нимейер был просто вне себя от восторга».

Напомним, что Оскар Нимейер был великим бразильским архитектором, спланировавшим и построившим город Бразилиа. В 1987 г. город был внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО. Контуры города образуют в плане самолет со слегка загнутыми крыльями. О. Нимейер был некоторое время помощником и ассистентом швейцарского архитектора и дизайнера Ле Корбюзье, одного из самых влиятельных архитекторов 20-го века. Р. Бурри тесно общался с ним, не раз снимал его за работой.

«Оскар был прямо-таки апостолом Ле Корбюзье. Однако всегда нужно стараться идти дальше. Оскару удалось придумать для Бразилии архитектуру, с которой она шагнула в 21-й век», - говорит Р. Бурри.

Ее возникновение, этой архитектуры, подробно документировано в альбоме «Бразилиа». Интересно на этих снимках наблюдать резкий контраст между строгой бетонной архитектурой и людьми, которые, по крайней мере, в начальной фазе, чувствовали себя потерянными. Монументальные здания и строительные леса противопоставлены людям, которые словно пытаются оказать сопротивление наступлению новых времен.

Черчилль, Пикассо, Че Гевара

За культовые портреты этих людей Р. Бурри получил 8 апреля этого года премию за вклад в мировое фотоискусство – «Swiss Press Photo Lifetime Achievement Award». Награда фактически пришлась как раз на день, когда мастеру исполнилось 78 лет. За свою долгую деятельность в качестве фотографа, он не только снимал репортажи для прессы, но ему удавалось еще портретировать и знаменитых людей.

Среди них Уинстон Черчилль, которого он снял в возрасте 13-ти лет. За ним последовали уже упомянутый Ле Корбюзье, потом Пикассо, Че Гевара. Самым знаменитым стал портрет Че Гевары с сигарой во рту.

«Камера должна быть всегда под рукой»

«Люди полагают, что благодаря портрету Че Гевары Рене Бурри стал миллионером, однако со всего того, что потом возникло, - коробков спичек с портретом Че, маек и бутылок, - я не имею ровным счетом ничего», - говорит Р. Бурри.

«Че был революционером, которого ненавидели больше всего, но молодежь почитает его до сих пор». Р. Бурри хорошо помнит свою встречу с Че Геварой, одним из вождей кубинской революции.

«Он был человеком дела. Он говорил, я, мол, сделал революцию, однако я не кубинец. Он был почетным гражданином, но он тоже должен был непременно вырваться за рамки, «прочь отсюда», как он говорил. Фидель его, поэтому, потом от всех постов освободил».

Мастерству фотографии Рене Бурри выучился в художественном техникуме в Цюрихе (Kunstgewerbeschule Zürich). С 1956 г. он начал работать фоторепортером. Его примером был великий фотограф Анри Картье Брессон (Henry Cartier Bresson). О нем Бурри говорит так: «Я однажды зашел за ним в полночь, он даже «Добрый вечер» не сказал. Но зато он меня ощупал всего, словно полицейский на обыске, и спросил, мол, где камера, она всегда должна быть под рукой».

http://www.swissinfo.ch/ger/kultur/Ehrung_fuer_den_Blick_auf_die_Zeitgeschichte.html?cid=29934884


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version