Для начала важное уточнение. Fumetto - это именно фестиваль ко-миксов, а не просто рисованных историй и графических романов. На переднем плане здесь находится идея «микса», смеси, синтеза форм и жанров. Эта идея с самого начала была положена во главу угла, и ей удалось успешно укрепиться, - говорит Никлаус Цайер (Niklaus Zeier), один из организаторов и авторов идеи фестиваля.
«Под комиксами мы понимаем не только то, что изображается в книгах. Мы показываем и объемные комиксы 3D, комиксы в театральной форме, в виде скульптур и разного рода инсталляций», - подчеркивает он.
Конкурс с самого начала
«Идея показывать на выставке комиксы возникла в одном из молодежных центров города. Один из наших соцработников выдвинул это предложение в 1992 г. Одновременно так сложилось, что некий рисовальщик комиксов из Центральной Швейцарии предложил свои творения для того, чтобы выставить их в центре альтернативного искусства», - рассказывает Н. Цайер.
Выставка прошла, но не там, а в молодежном центре «Werkhof». «Мы просто взяли и начали. И было совершенно не ясно, что получится из этой выставки комиксов. Однако уже тогда мы провели конкурс комиксов, каковой является непременным элементом всех последующих выставок до сего дня», - указывает Н. Цайер.
«Вначале мы выставляли работы только местных художников. Сколько человек тогда принимали участие в конкурсе - сказать уже никто не может. В любом случае им всем хватило место в одном зале на втором этаже».
Сегодня все совершенно иначе. Конкурс стал международным событием. В прошлом году в нем приняли участие около тысячи художников, в этом году их будет около семисот из 48-ми стран. За 20 лет существования фестиваля в его конкурсе приняли участие около 12 тыс. человек со всех континентов.
Авторы выставляемых комиксов так же теперь представляют весь земной шар. В этом году отдельная ретроспектива посвящена, например, известному американскому сценаристу и рисовальщику Даниэлю Клавсу (Daniel Clowes).
Следует отметить и отдельную выставку рисунков швейцарца Ива Нетцхаммера (Yves Netzhammer). Тем самым фестиваль Fumetto все активнее сближается с нарративными формами искусства.
Как и раньше – мероприятие для «своих»
Фестиваль Fumetto с самого начала был форумом для независимых рисовальщиков, для так называемых представителей «андеграунда». Великих классиков тут не выставляли.
Поэтому до сих пор, спустя 20 лет, фестиваль остается нишевым мероприятием для своих. Классики выставляются только в рамках отдельных ретроспектив, с тем, чтобы показать историю развития жанра.
Сообщество рисовальщиков немецкой Швейцарии с самого начала положительно отнеслось к фестивалю. «Мы с самого начала имели контакты со студенческой средой и смогли наладить широкую сеть кооперации».
Желание устроителей серьезно отнестись к несерьезному жанру, показав все его грани, с самого начала нашло соответствующее признание. И это стало, с другой стороны, залогом высокого качества выставляемых работ.
«Fumetto не является выставкой издателей», - говорит Н. Цайер. «У нас художники не сидят часами за столиками и не дарят автографы на своих книгах». В Люцерне можно наблюдать вживую процесс рисования. Проходят открытые дискуссии, позволяющие публике напрямую контактировать с художниками.
«Презерватив-убийца» и мост «Kappelenbrücke»
Второй выпуск фестиваля неожиданно стал окончательным прорывом благодаря оригинальной адаптации культовой немецкой кинокомедии «Презерватив-убийца» («Kondoms des Grauens», 1996), опирающейся на серию рисунков германского художника Ральфа Кёнига (Ralf König).
«История про «презерватива-убийцу» была представлена в формате кукольного театра, став огромным успехом», - рассказывает Н. Цайер. Тем самым фестиваль в Люцерне стал популярным не только среди «голубых», но и вообще среди всех тех, кто находит такого рода юмор особенно увлекательным. «Четыре спектакля были распроданы полностью, тем самым интерес к фестивалю вырос качественным образом».
Еще один шаг в сторону роста популярности стал возможен благодаря случайности. По крайней мере, так считает Н. Цайер. Центр Люцерна, как известно, украшает знаменитый деревянный мост через реку Ройсс «Kappelenbrücke». Однако мост сгорел и был в 1993 году восстановлен.
«Мы получили право на период проведения церемонии открытия восстановленного моста вывесить вдоль него наши комиксы, которые заменили на время старые картины и рисунки. И все это происходило на глазах мировой прессы».
«Независимость не окупается»
Все это помогло фестивалю в итоге встать на ноги и найти свое собственное направление. «С финансовой же точки зрения особым успехом он не стал – его бюджет составляет немногим более одного миллиона франков. На комиксах, да еще в формате независимого искусства, денег не заработать», - подчеркивает Н. Цайер.
Фестиваль пройдет с 9 по 17 апреля 2011 г. На фестивале ожидают не менее 50 тыс. посетителей.
|