«Налицо все признаки неизбежного краха американской экономики. Самая крупная экономика мира стала самой большой иллюзией. Для того чтобы добиться совокупного национального дохода в 14 триллионов долларов, США были вынуждены накопить долгов на 50 триллионов, одни только проценты по которым составляют в год 4 триллиона долларов. Тем самым совершенно ясно, куда будет развиваться ситуация».
Новая 223-страничная книга швейцарской журналистки Мирет Заки (Myret Zaki) «Конец доллара» является ничем иным как беспощадным обвинением в адрес американского доллара и американской экономики, которая, по ее мнению, «уже сейчас является техническим банкротом».
В последние годы Мирет Заки завоевала репутацию самой авторитетной экономической журналистки Швейцарии. Весьма весомым, например, было ее мнение на предмет кризиса вокруг банка UBS. М. Заки убеждена в том, что «нападения на евро» являются всего лишь отвлекающим маневром с целью скрыть тяжесть ситуации, в которой находится экономика США.
swissinfo.ch: Госпожа Заки, вы утверждаете, что американский долговой кризис и конец доллара в его роли мировой референтной валюты станут важнейшими событиями 21-го века. Не слишком ли мрачны Ваши предсказания?
Мирет Заки (Myret Zaki): Я, конечно, понимаю: когда делаются такого рода крупные заявления и когда признаки тяжелого кризиса еще пока не заметны, очень легко стать паникером в глазах остальных. Однако мои аргументы опираются на более чем рациональный и деловой базис. И просто невозможно, чтобы события развивались как-то иначе.
swissinfo.ch: Конец доллара анонсируется уже не в первый раз. Что изменилось в 2011 году?
М.З.: На самом деле конец доллара предсказывался еще в 1970-х гг. Однако еще ни разу не были в наличии все факторы, совокупность которых способна привести к самому худшему. Величина американских долгов достигла рекордной величины. Курс доллара по отношению к франку понизился так же до рекордной отметки. Вновь выпущенные государственные долговые обязательства покупаются в основном самим Центробанком США. Кроме того, уже сформировался целый фронт из Центробанков других стран, не скупящихся на критику в адрес своего американского коллеги.
swissinfo.ch: Основное внимание Вы в своей книге уделяете даже не концу доллара, а предстоящему падению экономической сверхдержавы США. Но не являются ли Соединенные Штаты «too big to fail»?
М.З.: Каждый из нас заинтересован в том, чтобы США удержались на плаву. Так что отказ признавать очевидные вещи будет иметь место еще некоторое время. Но бесконечно тянуться такое не может. В конечном итоге никто не в состоянии спасти США. Они сами должны будут взять на себя оплату стоимости собственного банкротства. Не за горами начало периода строгого воздержания. 45 миллионов американцев уже потеряли свои дома. 20% населения выбыли из очередного цикла конъюнктуры, они не более не являются потребителями, треть американских штатов практически банкроты. Никто не инвестирует больше собственный капитал в эту страну. Все крутится вокруг долгов.
swissinfo.ch: Вы считаете, что ослабление зоны хождения евро является, по меньшей мере, вопросом обеспечения безопасности США. Но не идет ли в данном случае речь об антиамериканской паранойе?
М.З.: Мы все любим Америку, и мы все предпочитаем смотреть на мир через розовые очки. Однако после окончания холодной войны и после создания еврозоны началась война экономическая.Надежные долговые обязательства европейских стран вкупе с сильной валютой значительно сократили спрос на американские долговые бумаги. Однако США так и не смогли остановить процесс накопления долгов. Эти долги помогли им обеспечить финансирование войн в Ираке и Афганистане и укрепить собственные претензии на господство. Все это является сферой жизненных интересов США. В 2008 г. евро стало валютой, предпочтение которой начали отдавать страны ОПЕК, государственные суверенные фонды и многие центральные банки. Евро был готов свергнуть доллар. И как раз это США хотели предотвратить любой ценой. Мир постоянно находится в поиске надежной «гавани», в которой можно было бы «запарковать» имеющиеся накопления. Поэтому были предприняты активные попытки подорвать позиции Европы именно как надежной денежной гавани. Это был как раз тот момент, когда спекулятивные «хедж-фонды» начали атаку на государственные долги некоторых европейских стран.
swissinfo.ch: Что же случится после того, как доллар, и в самом деле, в соответствии с прогнозом, падет?
М.З.: Европа уже сегодня является самой большой экономической силой мира, и она обладает солидной валютой. В отличие от США она находится в стадии роста. В Азии резервной валютой становится юань. Китай – это лучший союзник для Европы. С одной сторону у Китая есть заинтересованность в сильном евро, с тем, чтобы иметь возможность диверсифицировать свои инвестиции. С другой стороны, ему нужны такие союзники, как Европа и страны «Большой Двадцатки» для того, чтобы избежать пересмотра обменного курса своей валюты. Сегодня Европа и Китай – это два полюса гравитации. Они стараются завлечь в поле своего тяготения бывших союзников США, Японии и Великобритании.
swissinfo.ch: А что будет со швейцарским франком?
М.З.: Его роль надежного финансового пристанища будет пока расти и далее. Кризис вокруг государственных американских долговых обязательств затронул бы франк весьма заметно. У швейцарского франка сейчас, фактически, статус золота. Он в отношении к доллару не проиграет никогда. Но в рамках совершенно новой монетарной системы франк должен будет сделать выбор – к кому он хочет присоединиться. Так как я не уверена, что швейцарский франк и далее сможет существовать в одиночку в новых условиях будущего, так как тогда он вряд ли будет способен в полном объеме выполнять свою роль «надежной гавани».
Цитаты из книги Мирет Заки «Das Ende des Dollars» («Конец доллара»), Editions Favre, 2011
Доллар. «Что касается доллара, то в данном случае мы в большей степени имеем дело с вопросом веры религиозного характера, нежели с экономическими и рациональными аргументами».
Долги. «Экономический рост по-американски является волевым актом, который состоит в том, чтобы выпустить в высшей степени спекулятивные долговые обязательства, и убедить весь мир, что такого рода бумаги имеют категорию «Три А» (совершенно не связаны с каким-либо риском)».
Война. «США теряют в результате воздействия последствий глобализации свои экономические преимущества, а потому они прибегают к своей политической и военной мощи, ведь доллар является делом национальной безопасности».
Пропаганда. «Ассортимент трюков, применяемых Вашингтоном, достоин изложенных (великим китайским мыслителем) Сунь-Цзы основ искусства войны, и является ничем иным, как набором методов ведения самого настоящего сражения. Среди них - запугивание, блеф, «маркетинг лжи» (вежливый синоним «пропаганды»). И самое главное – отвлекающие маневры».
Интервенционизм. «США исповедуют капитализм, в котором государство постоянно прибегает к политике вмешательства, искажающей правила свободного рынка в самом широком понимании этого слова, и выдвигающей, тем самым, на первый план интересы финансовой олигархии».
Спекуляции. «Еще никогда банки и спекулятивные фонды не диктовали в такой степени стоимость государственных облигаций на мировых финансовых рынках. И еще никогда самые слабые страны не зависели от них в такой степени. Спекулянты имеют сейчас в своих руках власть взять и просто стереть с лица финансового рынка какую-нибудь малую страну».
Пузырь. «Политика Федеральной резервной системы США (Центрального банка) ввергла Штаты, начиная с 2001 года, в инфернальную спираль взлетов и падений. Мы имеем дело с экономикой «мыльного пузыря», находящейся под воздействием анаболических средств, в рамках которой фазы «спада» сменяются периодами «надувания».
Евро. «Стратегия сработала, особенно благодаря кампании в СМИ, которые предпочитали говорить о «кризисе евро», а не греческом или ирландском кризисе».
|