Уже сейчас федеральные и кантональные власти пытаются разработать новые стратегии с тем, чтобы поставить под контроль проблему растущего числа жителей страны, корни которой находятся в постоянном притоке иностранных рабочих кадров. Этот приток уже сейчас ведет к резкому (по швейцарским меркам) взлету цен на жилье, будь то аренда или покупка в собственность, и к участившемся жалобам на переполненный (опять же по швейцарским меркам) общественный транспорт.
Вообще-то Швейцария страна очень устойчивая, просто так из равновесия ее не вывести, и это особенно видно, если обратиться к истории – в 19-ом веке страна вполне успешно справилась с первым массовым наплывом как экономических, так и политических мигрантов.
Нынешняя волна миграции, причиной которой стали открытые границы между ЕС и Швейцарией, впервые вызвала серьезные дебаты на предмет того, где находятся границы этого процесса, и всегда ли иммиграция имеет позитивные последствия. Напомним, что 1-го мая 2011 г. право беспрепятственно приезжать в Швейцарию и искать тут работу получат вступившие в ЕС страны Восточной Европы, включая государства Балтии.
Ключевым словом в этих дискуссиях стало понятие «баланса». Разговоры ведутся на предмет того, где находится золотая середина, которая позволила бы найти равновесие между потребностью в дополнительной жилой и деловой площади и опасностью полностью забетонировать еще оставшиеся зеленые оазисы в областях Швейцарии, пригодных для проживания.
Одним из городов, в наиболее сильной степени затронутых вышеупомянутыми тенденциями, является Женева. Этот кантон-город является особенно притягательным для большого числа как международных и швейцарских компаний, так и квалифицированных кадров. За последнюю четверть столетия цены на недвижимость в этом регионе возросли в шесть раз. Соответственно ухудшилась и транспортная ситуация.
Распределение нагрузок
Филипп Штайнер (Philippe Steiner), один из женевских чиновников, занимающийся перспективным развитием города, признает, что оценки на предмет роста населения города, сделанные два года назад, уже полностью устарели и не соответствуют реальной ситуации. «Рост населения (в Женеве) носит весьма динамичный характер, по крайней мере, он набрал гораздо более быстрый темп, чем в других областях Европы, и в любом случае этот темп куда выше, чем планировалось», - говорит он в интервью порталуswissinfo.ch.
В одиночку тут ничего сделать нельзя, поэтому Женева объединилась с кантоном Во и с прилегающими французскими территориями (фактически, это область, на которой расположился знаменитый центр ядерных исследований ЦЕРН) для того, чтобы выработать общие подходы к решению проблемы перенаселения. Совместными усилиями планируется в период до 2030 года построить 19 тыс. новых домов и создать 24 тыс. новых рабочих мест.
«Женева постоянно привлекает к себе большое число фирм, создавая, тем самым, дополнительные рабочие места. Однако территория кантона ограничена, а стоимость жизни куда выше, чем во Франции», - говорит Ф. Штайнер в интервью порталу swissinfo.ch. «Но мы надеемся, что такая трансграничная кооперация поможет не только наращивать промышленный и кадровый потенциал, но и увеличивать прибыль для кантона».
Что касается перспектив развития цен на недвижимость, то тут царит полное согласие на предмет того, что предложение домов и квартир на рынке Женевы нужно увеличить качественно. Однако возведение новых домов – это предприятие не только очень дорогое, но и связанное с многочисленными законодательными ограничениями. Так, например, 50% вновь построенного жилья должно быть передано в фонд государственной социальной недвижимости, особенно, если дома эти возводятся на бывших сельскохозяйственных площадях.
Многоэтажная дилемма
Кроме того, уплотнительную застройку в Женеве нельзя вести бесконечно. В кантоне есть ограничения и по этажности зданий. Предложение министра строительства кантона Женева Марка Мюллера (Mark Müller) пересмотреть этот показатель в пользу повышения не находит пока адекватной поддержки в политических кругах кантона, скорее наоборот…
Подобного рода ограничения существуют и в центре Цюриха, другого очень популярного городского и промышленного центра Швейцарии. Правда, здесь в последнее время были выданы разрешения на строительство многоэтажных зданий на окраине города, на территории промышленных зон. Самая высокая из запланированных башен, так называемый «Prime Tower» (на фото), насчитывает в вышину 126 метров, что соответствует 34-ом этажам. Строительство этого «небоскреба» должно быть завершено уже в текущем году.
Женева и Во – не единственные кантоны, объединяющие усилия в стремлении решить проблему грядущего перенаселения. В январе этого года авторитетная швейцарская премия «Wacker-Preis», вручаемая за успехи в деле сохранения и развития исторической застройки, была вручена девяти общинам в регионе западнее Лозанны. Как раз тут были разработаны и успешно реализованы проекты по строительству и городскому планированию с опорой на принцип устойчивого развития.
Строительный бум наблюдается и в регионе Базеля, на родине всемирно известных швейцарских химических, фармацевтических и биотехнологических концернов. В 2015 г. тут должен быть введен в эксплуатацию небоскреб «Roche-Tower», который со своими 175-тью метрами будет претендовать на звание самого высокого здания Швейцарии.
Аналитики исходят из того, что в период до 2020 года в Базеле в области крупной биохимической и родственной промышленности будут созданы 40 тыс. новых рабочих мест. Городское правительство планирует в следующие десять лет построить 5 тыс. новых квартир.
Расширение железнодорожной сети
Одновременно эти же аналитики предупреждают, что реализация инфраструктурных проектов не может осуществляться за счет снижения качества жизни. Выход им видится в комбинации жилья с помещениями для культурных, торговых и иных потребностей на первых этажах плюс улучшение транспортных возможностей.
Главная тяжесть ляжет на плечи швейцарских железных дорог. Концерн SBB вполне осознает весь масштаб предстоящих преобразований. По его оценкам, в период до 2020 г. необходимо инвестировать 20 миллиардов франков в подвижной состав и 40 миллиардов в инфраструктуру. Речь идет о средствах, взять которые пока неоткуда.
В своем очередном годовом отчете концерн указывает, с учетом реально имеющихся средств, на угрозу возникновения значительной финансовой бреши в бюджете SBB. А между тем в 2020 году годовое число авиапассажиров, отъезжающих с Главного вокзала Цюриха в сторону аэропорта Клотен, увеличится с нынешних 360 тыс. до полумиллиона человек. Поэтому уже сейчас в Цюрихе фактически строится второй Главный вокзал, который будет введен в строй в 2015 году.
Большую роль должен сыграть инфраструктурный проект мега-масштаба. Имеется в виду проект NEAT, который обеспечит скоростное преодоление Альп под перевалом Сен-Готард. Ожидается, что после полного его введения в строй в 2017 г. NEAT сможет значительно разгрузить традиционные асфальтовые автодороги страны.
Избежать сегрегации
За всеми этими планами в Швейцарии указывают и на необходимость не забывать об интересах простых местных жителей. Ситуация на рынке недвижимости не должна выталкивать их из городов и поселков в менее благоприятные регионы. Об этом так же нужно будет позаботиться.
Так, в прошлом году кантон Цуг, первый в своем роде, принял решение об отведении специальных зон для строительства бюджетного жилья. Кантон Обвальден, например, напротив, хотел выделить специальные ареалы для строительства жилья для самых богатых. Народ, однако, проголосовал против.
Динамика роста населения в Швейцарии (справка)
Федеральное ведомство статистики (Bundesamt für Statistik) опубликовал недавно данные, по которым нынешнее население Швейцарии (7,86 миллионов) должно вырасти к 2035 году до 8,84 миллионов человек – что эквивалентно приросту в +12%.
Самый большой прирост населения ожидается в кантоне Во (+23,8% до 882 тыс. чел.). За ним следуют Фрибур (+20,9% до 335 тыс.) и Ааргау (+19,3% до 725 тыс.).
Рост ожидается также в кантонах Женева (+18,2% до 542 тыс.) и Цюрих (+15% до 1,6 миллиона).
Только в 2008 году в Швейцарию переехали жить около 100 тыс. иностранных специалистов.
В 1850 году доля граждан нешвейцарского происхождения в стране составляла 3%. К 1980 г. этот показатель вырос до 14,8%. Сегодня он находится на уровне 23%.
|