Членами Папской Академии наук являются 80 мужчин и женщин, которые вовсе не обязаны исповедовать католицизм. Около трети членов Академии – лауреаты Нобелевской премии. Швейцарец Вернер Арбер (Werner Arber) получил свою Нобелевку в 1978 году в сфере медицины. Он был профессором молекулярной биологии Университета г. Базель. Членом Академии он является уже более 30 лет. Три месяца назад он возглавил этот благородный научный коллегиум.
swissinfo.ch: Вы являетесь президентом Папской Академии наук. Что входит в Ваши обязанности?
Вернер Арбер: Мы наблюдаем за прогрессом в сфере естественных наук и размышляем над тем, что этот прогресс означает для общества. О результатах своих размышлений мы регулярно информируем Ватикан.
swissinfo.ch: Вы первый протестант, возглавляющий Академию за всю ее историю. Относятся ли к Вам иначе, чем к тем, кто исповедует католицизм?
В.А.: Я не могу ответить на этот вопрос, так как у меня нет критериев для сравнения. Могу только предположить, что президентом я стал потому, что в Ватикане не остались незамеченными мои весьма широкие научные интересы.
swissinfo.ch: Кем определяется список тем, которыми должна заниматься Академия? Лично Папой Римским?
В.А.: Иногда им лично, но такое происходит скорее довольно редко, то есть Ватикан нечасто высказывает свои прямые пожелания на этот счет. Пару лет назад мы провели научный семинар на тему «Мгновение смерти». Вопрос обсуждался следующий: когда следует устанавливать факт смерти, после остановки сердца, или смерти мозга. Как раз эта тема была прямым пожеланием Папы Римского.
swissinfo.ch: К какому выводу пришла Академия?
В.А.: После всесторонних консультаций с экспертами-медиками мы пришли к выводу, что смерть мозга является боле весомым фактором, нежели смерть сердца. После остановки сердца можно ведь еще предпринять попытки реанимации. Однако, чтоб уж быть честным до конца, мы были вынуждены сделать вывод, что никогда нельзя сказать с точностью до секунды, с какого времени прекращается жизнь. Есть, например, люди, которые годами находятся в коме. А потому перед медициной встает вопрос, этично ли было бы изымать у таких людей органы для трансплантации. Ватикан, к тому же, очень интересовался вопросом, в какой момент душа покидает тело человека. Ответить на этот вопрос с естественнонаучной точки зрения мы не смогли.
swissinfo.ch: То есть получается, что Папская Академия наук является структурой, довольно-таки от Ватикана независимой?
В.А.: Да, это так. Академия утверждает, что она имеет очень давнюю историю, говорят, что она существует уже более 400 лет, и ее корни находятся в эпохе Галилео Галилея. В то время церковь совершила много грехов по отношению к науке. Ватикан осознал это и, как известно, реабилитировал Галилея в 1992 году.
swissinfo.ch: Насколько велико влияние Академии на Папу Римского?
В.А.: Я бы сказал, что Понтифик и в самом деле иногда учитывает наши выводы, встраивает их в свои рассуждения и выкладки, и тем самым, в самом деле, мы оказываем влияние на его решения.
swissinfo.ch: Что связывает его с миром естественных наук?
В.А.: Прежде всего, такие вечные вопросы, как вопрос о том, что есть реальность? Об этом размышляют и многие другие люди, вне зависимости от их религиозных убеждений. Другой вопрос – что есть истина? Откуда мы пришли? Куда мы идем, каково наше будущее? Есть и вопросы эволюционного характера, например, в чем различие жизни и не-жизни?
swissinfo.ch: По мнению Папы за всем сущим стоит Creator Spiritus, духовный создатель, сила, которая целенаправленно спланировала протекание эволюции, Бог. А как вы рассматриваете эту проблему?
В.А.: Я не знаю, что станет возможным через сто лет, но пока естественным наукам не удалось ни доказать, ни опровергнуть бытие Бога, чтобы ни понимать под Богом. Я как ученый не могу пока увидеть некую пра-силу, целью которой было бы создание Человека. Но опять-таки, чтобы быть до конца честным, следует указать и на то, что можно по-разному трактовать действительность, однако и я как исследователь эволюции тоже пока не могу точно сказать, как и почему возникли первые формы жизни.
swissinfo.ch: Как естественные науки объясняют это?
В.А.: Они называют это «самоорганизация». Мы можем довольно подробно объяснить, как протекает эволюция. Мы можем объяснить, как протекает космическая эволюция и эволюция жизни. Мы знаем, когда иссякнет энергия солнца и когда оно прекратит свое существование. Это событие будет частью естественной эволюции. Однако до тех пор, как видно, жизнь во всем ее разнообразии будет существовать на нашей планете и дальше.
swissinfo.ch: А подробнее?
В.А.: Ну, для начала необходимо найти четкое определение того, что есть вообще «жизнь». Американское Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) определяет жизнь на основании двух основных критериев. Во-первых, жизнь обязана уметь воспроизводить себя, то есть иметь потомков. Во-вторых, популяция живых существ обязана уметь приспосабливаться к изменению внешних условий обитания, то есть она должна уметь сама проходить свою эволюцию. Именно это и имеет место на нашей планете, все это могут делать все живущие на ней существа. Сдается мне, что это вполне неплохое определение «жизни».
swissinfo.ch: Как другие Понтифики оценивали это довольно расплывчатое определение?
В.А.: В 1995 году во время аудиенции с членами Академии Папа Римский Иоанн Павел II подтвердил, что, по всей видимости, следует учитывать, что любая форма жизни проходит свойственные ей стадии эволюции, что эти формы могут приспосабливаться к внешним условиям, и что это имеет определенное значение для понимания жизни. Он не сказал, что это есть установленный факт, однако он сказал, что все это следует учитывать. Нынешний Понтифик Бенедикт XVI пока никоим образом не опроверг своего предшественника. Однако, насколько я знаю, этим вопросом он пока углубленно не занимался. Из окружения Папы мне было сказано, что католическая церковь видит в биологической и космической эволюции факт постоянного творения. Уже много лет в папских университетах существует программа под названием STOQ (Science, theology and the ontological quest/Наука, технология, и вопрос реальности бытия). Я являюсь членом комиссии по планированию этого курса. В рамках этой программы проходят семинары с участием ученых-естественников, теологов, философов, философов науки, историков науки. В центре всегда находятся вопросы связей между научным познанием, теологическими доктринами и реальностью.
swissinfo.ch: Обсуждается ли в рамках этой программы и вопрос о том, насколько оправданы различия, которые делаются католической церковью между мужчинами и женщинами?
В.А.: Членами Академии являют и женщины. Они присутствуют и среди участников всех этих программ и семинаров, о которых я говорил выше. Я не могу сказать, поднималась ли раньше тема положения женщины в обществе. Следует учитывать, что в рамках программы STOQ, - равно как и в целом в Академии, - обсуждаются вопросы естественнонаучные, а не вопросы социологии.
ВЕРНЕР АРБЕР (WERNER ARBER)
Вернер Арбер родился в 1929 г. в городе Гренихен, кантон Ааргау (Gränichen). С 1949 по 1953 гг. изучал химию и физику в ВТШ Цюриха (ETH Zürich). В 1958 г. защитил диссертацию в Женевском университете. После научной стажировки в Лос Анжелесе в University of Southern California (USC) вернулся в 1959 г. в Женеву, где преподавал до 1970 года. В 1965 году стал профессором этого университета. С 1971 года является заведующим кафедрой молекулярной биологии в Университете Базеля. В 1978 году получил Нобелевскую премию в сфере медицины. С 1986 по 1988 г. – ректор Университета Базеля. Член, а затем и некоторое вице-президент Швейцарского научно-технологического совета (Der Schweizerische Wissenschafts- und Technologierat - SWTR), органа, консультирующего правительство Швейцарии по вопросам науки. С 1996 по 1999 гг. - президент Международного Совета по науке (ICSU). В 1996 г. вышел на отставку.
ПАПСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
Папская Академия наук (Pontificia Academia Scientiarum) является естественнонаучной Академией, структурой, посредством которых Римская Курия, - то есть руководящие и управляющие органы Ватикана, - принимает участие в научной жизни. В своей нынешней форме она была создана в 1936 году Папой Пием XI. Опирается на традиции знаменитой итальянской «Accademia dei Lincei», то есть «Академии рысеглазых». Она помещается в римском палаццо Корсини и выполняет функции Академии наук Итальянской республики. Академики называют себя «рысеглазыми» в знак признания особой зоркости зрения, необходимой для научного познания, и присущей рыси (итал. lince, лат. linx). Эта Академия была создана в 1603 году.
|