Удивительно, но факт: если не учитывать экспорт, то окажется, что в период с 1990 года экономика Швейцарии пережила значительный… спад. Что же касается собственно экспортного сектора экономики, то здесь первыми вспоминаются крупные концерны, например, из области химии и фармацевтики. И в самом деле, швейцарские компании этого профиля давно уже освоили мировой рынок и чувствуют себя на нем довольно уверенно. Однако это еще не вся реальность. Вернее, реальность выглядит совсем иначе. Для многих МСП экспорт давно стал столь же важен, как и работа на местный рынок.
Причины здесь стандартные. Во-первых, внутренний швейцарский рынок рано или поздно становится тесен для таких компаний. Во-вторых, доля иностранного спроса на продукцию таких компаний растет постоянно. В-третьих, сказывается интенсификация экономических отношений между Швейцарией и ЕС, а так же фактическое исчезновение границ между ними. Это в значительной степени облегчило доступ швейцарских МСП на европейский рынок.
Именно поэтому «зарубежные контакты швейцарских фирм давно уже не зависят от величины этих компаний», - заявил Рико Бальдеггер (Rico Baldegger) во время одного из мероприятий Организации поддержки швейцарского экспорта (Osec) в интервью порталу swissinfo.ch. Р. Бальдеггер является профессором Высшей школы экономики в городе Фрибур. Свои выводы он делает на основе опроса более 600 малых и средних компаний Швейцарии, проведенного возглавляемым им Институтом предпринимательства и МСП (Institut für Entrepreneurship & KMU).
Величина роли не играет
К разряду МСП в Швейцарии относят почти 67% компаний. По мнению Р. Бальдеггера они вносят в существенный вклад в успешное развитие Швейцарии как одного из лидеров мирового экспорта. Генри Шнайдер (Henrique Schneider), политический секретарь Швейцарского промышленного союза (Schweizerischer Gewerbeverband - SGV) подтверждает эту тенденцию: «Международные контакты имеет почти треть швейцарских МСП».
В период с 2007 по 2009 гг. экспортные операции вышеупомянутых шести сотен МСП обеспечивали им более 50% оборота, причем такую картину можно наблюдать и у микро-компаний, то есть у фирм с числом сотрудников не более 10 человек. Среди компаний среднего калибра (от 50 до 250 сотрудников) экспорт обеспечивает даже около 60% оборота. По данным Г. Шнайдера по всей Швейцарии доля экспорта у всех МСП в общем обороте составляет в среднем 30-40%.
Главная причина такой растущей международной ориентации швейцарских МСП, по мнению М. Бальдеггера, состоит в недостаточной емкости внутреннего рынка страны. Именно поэтому степень интернационализации МСП из небольших стран, как правило, выше чем у коллег из стран с более широким внутренним рынком. В случае Швейцарии следует добавить еще и фактор более высокой степени специализации фирм.
Чем выше эта степень, чем уникальнее их продукция, тем большим спросом пользуется она за рубежом. Даже по сравнению с другими странами Западной Европы, такими, как Швеция или Финляндия, степень интернационализации швейцарских МСП выглядит довольно уникальной, указывает М. Бальдеггер. И это с учетом того, что значительная часть таких фирм специализируется на инновативных технологиях будущего, спрос на которое и без того велик везде в мире.
Доступ на рынок ЕС
Другая причина такой ситуации, выявленная фрибургским Институтом предпринимательства и МСП, заключается в интенсификации экономических отношений между Швейцарией и ЕС, а так же в фактическом исчезновении границ между ними. Именно это обстоятельство в особенной степени мотивирует швейцарские МСП выходить за пределы национальных границ, используя потенциал заключенных двух пакетов «билатеральных» договоров Швейцарии и ЕС, и такие отрадные явления, как снижение таможенных барьеров между ними и введение режима свободы передвижения граждан. Г. Шнайдер так же рассматривает эти причины в качестве важных факторов, с учетом того, особенно, что они стали причиной падения еще и психологических барьеров.
По его мнению, «сюда относятся не только упрощения в области бюрократии, которая везде в мире является первым и главным врагом МСП, но и исчезновение многих дополнительных налогов и сборов или технических норм и регламентов». Кроме того, международная бизнес-деятельность действует «заразительно»: «Стоит одному МСП выйти на международную арену, как этого тут же начинают хотеть и другие».
Впрочем, для всего этого требуется время. Как правило, по подсчетам Фрибургской Высшей школы экономики, от основания МСП до его выхода на международный рынок проходит в среднем 8,6 лет. Г. Шнайдер тоже говорит о необходимости пройти «период разогрева» с тем, чтобы «привыкнуть к собственному рынку и вооружиться для прорыва за рубеж». Около трех лет нужно компании, как правило, только для того, чтобы выстроить за рубежом сеть контактов и систему отношений. Очень часто все происходит спонтанно, в результате, например, участия в международной выставке за рубежом.
Швейцарцы за рубежом и «секондос»
При создании сети контактов на зарубежном рынке швейцарские МСП зачастую прибегают к услугам и знанию швейцарских граждан, проживающих в соответствующих странах на ПМЖ, - говорит М. Бальдеггер. С другой стороны тоже самое делают и иностранные компании при выходе на швейцарский рынок. В таких странах классической иммиграции, как Канада, использование иностранными МСП услугами экспатов из собственных стран развито даже в еще более значительной степени.
В рамках вышеупомянутого опроса «использование существующих контактных сетей» (не только сетей экспатов) находится по значимости в рамках процесса интернационализации на почетном четвертом месте (41% компаний назвали это «использование» в качестве очень важного отправного пункта при выходе на иностранный рынок). Одновременно в списке препятствий для такого выхода фактор отсутствия такого рода сетей находится на пятом месте (17% компаний назвали этот фактор).
Тем самым, изменение миграционной политики Швейцарии в сторону более активного привлечения квалифицированных иностранцев, приведет к тому, что иностранные МСП будут иметь в Конфедерации более широкую базу для завоевания швейцарского рынка, - указывает М. Бальдеггер. Швейцария, однако, имеет еще заметные дефициты в области культурных и социальных норм. Многие молодые швейцарцы из многонациональных и полиязычных семей (т.н. «Secondos»), по идее, имеют все предпосылки для того, чтобы стать космополитами в лучшем понимании этого слова. Однако немногие из них осмеливаются еще сразу после школы основывать свое собственное дело.
625 швейцарских МСП
Исследование поведения швейцарских МСП на международном рынке опирается на опросе «Swiss International Entrepreneurship Survey 2010». В этом опросе в период с мая по июне 2010 г. приняли участие 625 швейцарских МСП из всех регионов Швейцарии. 44,6% из них относились к мельчайшим предприятиям (в среднем 4 сотрудника), 40,2% - к малым предприятиям (21 сотрудник), 15,2% (108) относились к числу средних фирм. Причина того факта, что швейцарский экспорт довольно быстро оправился от кризиса, заключается в том, что швейцарские товары и продукты потребляются в основном отраслями производства, не столь подверженными конъюнктурным колебаниям.
По данным банка Credit Suisse швейцарские компании, ориентированные на экспорт (фармацевтика, машиностроение, часы), проводят политику бескомпромиссного качества. И это тоже помогает сглаживать конъюнктурные колебания. Сильный франк также не уменьшает спроса на швейцарские товары данных отраслей. Экспорт остается главным мотором экономического роста в Швейцарии (в среднем 1,5% в год). Государства группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) перегнали США по значению для швейцарского экспорта.
|