Итак, на основании Договора о свободном передвижении (Abkommen zum freien Personenverkehr) между ЕС и Швейцарией, граждане Европейского союза, а теперь и граждане новых восточноевропейских стран ЕС, получают право находиться на территории Швейцарии неограниченное время – в случае наличия у них договора трудового найма. Без такого договора граждане ЕС могут приезжать и жить в Швейцарии на протяжении трех месяцев.
Этот договор постепенно вступал в силу, начиная с 2002 года. В июне 2007 года ограничения на въезд в Швейцарию были сняты для 17-ти «старых» членов ЕС. После этого, в течение семи месяцев, количество граждан этих стран, приехавших в Швейцарию, возросло на 11,6%.
Теперь, 1-го мая 2011 года, такого рода ограничения снимаются и в отношении остальных восьми стран ЕС из числа восточноевропейских стран. Однако швейцарские власти исходят из того, что рост объемов миграции из этих стран в Швейцарию будет куда более скромным. Об этом сообщил Мартин Хирсбруннер (Martin Hirsbrunner) из федерального Ведомства миграции (Bundesamt für Migration) в интервью порталу swissinfo.ch.
По его информации, существовавшие до 1-го мая количественные квоты на въезд в Швейцарию граждан из восьми восточноевропейских стран, вступивших в ЕС в 2004 году (30 тыс. кратких пребываний в год и 3 тыс. долгосрочных), ни разу не были перевыполнены или выполнены полностью. Квота разрешений на пребывание категории «В» исчерпывалась в среднем на 60%, а квота разрешений на пребывание категории «L» - на 90%.
«Поэтому мы не рассчитываем на чрезмерный наплыв дешевой рабочей силы с востока Европы. Однако все зависит, ведь, в конечном итоге, от потребностей экономики, а предсказать, как эти потребности будут развиваться, мы не можем», - подчеркивает М. Хирсбруннер.
Языковой барьер, а так же экономический рост в восточноевропейских странах ЕС привели к тому, что количество желающих отправиться на заработки в «старые» страны Евросоюза или Швейцарию оставалось в весьма скромных рамках. Об этом заявил Петер Лауэнер (Peter Lauener), представитель Швейцарского объединения профсоюзов (Schweizerischer Gewerkschaftsbund - SGB).
«Экономическая ситуация в восьми новых странах ЕС в целом удовлетворительна, и даже весьма неплоха. Поэтому тамошние кадры вполне находят работу и у себя на родине», - говорит П. Лауэнер. «Швейцарские же работодатели не особенно, со своей стороны, заинтересованы в этих людях, прежде всего, из-за языкового барьера».
Экономический бум
Государственный секретариат по экономике Швейцарии (Staatssekretariat für Wirtschaft - Seco) проанализировал ситуацию и пришел к выводу, что рост интенсивности миграции в Швейцарию, произошедший по причине вступления в силу Договора о свободном передвижении, пошел швейцарской экономике только на пользу. Такого рода миграция не стала и причиной роста безработицы в стране.
После определенного периода стагнации в 2002 и 2003 году в швейцарской промышленности в период с 2006 по 2007 гг. было создано 150 тыс. новых рабочих мест. ВВП страны в эти же годы рос на, соответственно, 3,2% и 3,4%. «Миграция в Швейцарию из ЕС соответствовала потребностям отечественной промышленности, способствовав, поэтому, экономическому росту в Конфедерации», - делает вывод Seco. Значительно понизился по этим же причинам и уровень безработицы.
Условия труда
Таким образом, экономические итоги европейской миграции в Швейцарию в целом позитивны. Однако остаются вопросы, касающиеся влияния Договора о свободном передвижении на уровень заработной платы и условия труда. В этом отношении работодатели должны были свыкнуться с более жестким режимом контроля, - говорит П. Лауэнер.
Однако, - указывает он, - до сих пор еще так и не удалось разработать достаточно эффективный инструментарий, который позволял бы реализовывать на практике санкции против работодателей, нарушающих трудовой кодекс. Следует учитывать, что в Швейцарии нет законодательно установленного минимального уровня оплаты труда. А потому швейцарские работники не имеют достаточной защиты от зарплатного демпинга на случай, если бы работодателю вздумалось поискать себе более дешевых рабочих.
Дж. Шелдон (George Sheldon), профессор экономики рынка труда Университета Базеля, указывает на то, что во многом трудовые отношения в Швейцарии регулируются на основе заключения между рабочим и работодателем общего трудового соглашения (Gesamtarbeitsvertrag, GAV), и что такого рода соглашения фактически, явочным порядком, закрепляют минимальный уровень оплаты труда. «Пока мы не можем установить каких-либо негативных воздействий принципа свободы перемещения на ситуацию с зарплатами в Швейцарии», - говорит Дж. Шелдон.
И, тем не менее, профсоюзы Швейцарии и партия социалистов (SP) требуют введения более жесткого контроля с тем, чтобы противодействовать возможному демпингу в области оплаты труда. «В этой сфере все еще имеются пробелы, это бесспорно. Необходимы настоящие санкции против предприятий, которые занимаются зарплатным демпингом», - написал недавно в своем блоге генеральный секретарь швейцарских социалистов Томас Кристен (Thomas Christen).
Он потребовал так же выделения больших средств на строительство социального жилья и укрепления прав арендаторов жилья, с тем, чтобы компенсировать негативное воздействие свободы передвижения на ситуацию на рынке жилья в Швейцарии.
Под давлением
Критики принципа свободы передвижения между ЕС и Швейцарией указывают, прежде всего, как раз на рост напряженности с жильем и на усиливающееся давление на швейцарскую транспортную инфраструктуру. Так, организация под названием «Ecopop» («Association Ecologie et Population») выступила недавно автором народной законодательной инициативы ограничить ежегодную иммиграцию в Швейцарию 0,2 процентами от общего числа жителей страны.
«ВВП страны в абсолютном исчислении вырос, однако если посмотреть на то, сколько достается каждому конкретно, то сказать этого уже нельзя», - заявила Сабина Вирт (Sabine Wirth), член инициативного комитета. Есть и другие факторы, которые, по ее мнению, ведут к необходимости ограничения миграции, в частности, плотность движения на дорогах страны.
По мнению Мартина Балтиссера (Martin Baltisser), генерального секретаря правоконсервативной Швейцарской народной партии (Schweizerische Volkspartei - SVP), Швейцария должна была бы подумать о том, чтобы провести новые переговоры с ЕС на предмет свободы передвижения.
И что нужно сделать в любом случае, так это сохранить на как можно более длительный срок миграционные контингенты для двух последних стран ЕС, на которых еще не распространяется режим свободы перемещения, то есть для Болгарии и Румынии. «Для нас совершенно ясно, что негативное влияние Договора о свободном передвижении становится все более очевидным», - утверждает М. Балтиссер.
|