News
04.05.2011

Швейцарский альянс против малярии

Малярийный комар выглядит как совершенно обычное насекомое. Однако в отличие от своих собратьев, этот комар обладает эффективным, порой смертельным, оружием, а именно, возбудителем малярии в лице микроскопического паразита-возбудителя. Даже в наши дни в Африке каждые 45 секунд от малярии умирает один ребенок. Всего в год жертвами коварной болезни становятся 700 тыс. человек, а заболевают ей 200 миллионов.

Малярия является одним из важнейших факторов, тормозящих развитие экономики в затронутых эпидемией странах. Только в Африке экономический ущерб от последствий малярии составляет 15 миллиардов франков в год. Сейчас в Берне проходит инициированная «Swiss Malaria Group» (SMG) выставка, цель которой – привлечь внимание к данной проблематике.

Эта выставка пока одно из немногих крупных мероприятий альянса, членами которого выступают представители швейцарских фармацевтической промышленности, научных кругов, неправительственных и некоммерческих организаций. Руководит альянсом Дирекция по сотрудничеству и развитию (Direktion für Entwicklung und Zusammenarbeit - Deza), структурное подразделение швейцарского внешнеполитического ведомства.

Потенциал имеется

Когда три года назад было создано SMG, цели этой структуры были куда более амбициозными. «Мы хотели, при поддержке Deza, реализовать целый ряд совместных зарубежных проектов в Мозамбике, Бенине, Либерии», - говорит Марсель Таннер из базельского Института общественного здравоохранения и тропических болезней (Tropen- und Public Health-Institut) в интервью порталу swissinfo.

М. Таннер принадлежит к тем, кто участвовал в создании SMG с самого первого дня. Он пережил уже огромное количество дискуссий на предмет того, куда и как следует развиваться этому альянсу и какую роль при этом играют порой диаметрально противоположные интересы его членов. Пока он понял только одно: «Развитию требуется время. SMG все еще переживает период неизбежных детских болезней».

Потенциал развития вполне имеется. Внутри альянса уже сейчас имеются налаженные структуры взаимодействия, опирающиеся на эффект взаимного усиления (синергия). Так, например, Швейцарский Красный Крест (SRK) может предоставлять антималярийные медикаменты по выгодным ценам, производителем которых является фармацевтический гигант Novartis.

Концерны, со своей стороны, имеют возможность использовать опыт, накопленный неправительственными организациями в соответствующих, страдающих от малярии, странах Африки и Азии. Однако в общем зачете основная работа SMG заключается в проведении пиар-кампаний и политическом лоббизме.

Швейцария на втором месте… с конца!

По мнению М. Таннера этого недостаточно! «Чего нам не хватает – так это убедительных проектов и денег на их реализацию». На данный момент «Swiss Malaria Group» существует на условиях самофинансирования. Когда дело доходит до реализации таких проектов, как нынешняя выставка в Берне, всем членам альянса приходится элементарно «скидываться» с тем, чтобы собрать достаточно финансовых средств. Понятно, что крупные концерны платят гораздо больше, чем маленькие неправительственные организации.

Такая система функционирует неплохо, однако для того, чтобы иметь долгосрочное финансирование, необходимо иметь надежный и щедрый финансовый источник. «Необходимо, чтобы государство предоставило в распоряжение на эти цели больше бюджетных средств», - считает Томас Ахард (Thomas Achard), специалист по малярии в SRK.

А между тем каждый год Швейцария выделяет на помощь в развитии системы здравоохранения развивающихся стран только 0,025% своего ВВП. Такова, по крайней мере, информация, предоставленная ОЭСР. Тем самым в европейском сравнении Швейцария находится на предпоследнем месте. «Для такой (богатой) страны, как Швейцария это уж как-то слишком скупо», - убежден Т. Ахард.

Разные миры

Другой проблемой, помимо денег, являются различия в подходах крупных концернов и мелких НПО. «Несмотря на наличие общей цели, сотрудничество в её достижении в рамках альянса оборачивается временами настоящим головоломкой. Ведь у НПО совершенно иной взгляд на вещи, нежели у фармацевтических концернов», - отмечает Хелена Цвайфель из организации «Medicus Mundi Schweiz».

Эвелинн Штеттлер (Evelin Stettler) со стороны Deza с этим согласна. «Иногда бывает очень трудно привести разные взгляды к общему знаменателю», - говорит она. Однако базельский концерн Syngenta как раз в этом видит наличие замечательного шанса. «Очень интересно и важно иметь возможность обсудить самые разные точки зрения, иметь повод учиться друг у друга», - говорит пресс-секретарь концерна Михаэль Исаак (Michael Isaac).

Похожую точку зрения отстаивает и М. Таннер. «Идти вперед можно только объединив усилия, ведь в итоге у нас одна цель: искоренение малярии». В последние годы в этой области и в самом деле были достигнуты примечательные успехи. В некоторых странах Африки квота заболеваний снизилась почти на 50%. Поэтому, с его точки зрения, у SMG есть шанс на будущее: «У альянса есть необходимый опыт и собственная экспертная база. Потенциал тут, с моей точки зрения, весьма велик».


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version