Вообще-то швейцарские правозащитные организации давно уже требовали создать похожую структуру. Например, в 2008 году Совет по правам человека ООН, расположенный в Женеве, потребовал начать проводить регулярные проверки степени соблюдения Швейцарией своих обязанностей в правочеловеческой области. И вот 6-го мая 2011 года Центр с именно такими задачами был торжественно открыт в Берне. Директором этого Центра стал международно признанный эксперт в области прав человека, швейцарский дипломат и ученый-юрист Вальтер Кэлин.
swissinfo.ch: Федеральный совет высказался, и то довольно сдержанно, за реализацию данного проекта во временном формате, а не на постоянной основе. Чем можно объяснить его такую позицию?
Вальтер Кэлин (Walter Kälin): Ответ на этот вопрос должен дать сам Федеральный совет. Фактом является, однако, то обстоятельство, что во время консультаций (по вопросу создания центра) представители самых разных (политических и общественных) кругов указывали на существование других инструментов в сфере прав человека, например на Федеральную комиссию по борьбе с проявлениями расизма или на Бюро по вопросам обеспечения равноправия (мужчин и женщин). Другие подчеркивали то, что (швейцарская) юридическая система в целом вполне способна, де, противостоять нарушениям (прав человека). Вопрос о целесообразности создания дополнительной структуры (в сфере прав человека) ставили, прежде всего, именно кантоны. Так что теперь перед Центром стоит задача доказать свою востребованность. Предпосылкой для создания на самом деле независимой структуры на основании критериев ООН является создание соответствующей правовой базы, а это подразумевает наличие соответствующего решения парламента. Эту цель достичь очень трудно, если только нужность и востребованность такого Центра не будет доказана совершенно однозначно.
swissinfo.ch: Существует ли все-таки намерение создать постоянную независимую структуру такого рода, по образцу других стран?
В.К.: Через четыре года мы проведем анализ предварительных результатов, а еще год спустя Федеральный совет примет решение относительно дальнейших шагов.
swissinfo.ch: Какого рода пробелы сможет закрыть центр своей деятельностью?
В.К.: В Швейцарии нет, прежде всего, механизма, который бы систематически поддерживал и консультировал все те органы власти всех уровней, неправительственные организации и промышленные круги, что сталкиваются с проблемами в области прав человека. Наш Центр, например, позволит координировать взаимодействие различных проектов на уровне кантонов. Здесь мы сотрудничаем с Университетами как во франкоязычной части Швейцарии, так и в немецкоязычной части. Наш Центр будет поддерживать реализацию рекомендаций органов ООН на предмет соблюдения прав человека.
swissinfo.ch: Нормы уголовного швейцарского права, трактующие борьбу с проявлениями расизма, подвергаются жесткой критике со стороны правых политических сил Швейцарии. В рамках швейцарского общества, становящегося все более консервативным, права человека все чаще воспринимаются скорее как вмешательство во внутренние дела из вне. Как вы собираетесь бороться с этим климатом недоверия?
В.К.: В самом деле, климат у нас здесь нельзя назвать идеальным. Нередко встречается мнение, мол, права человека нам навязаны международным сообществом. Но хотелось бы напомнить, что швейцарская федеральная конституция гарантирует все фундаментальные права человека, и что большая часть этих прав была частью нашего основного закона уже в 1848 году. Мы должны были бы по идее гордиться такой долгой и прочно укорененной в нашей истории традицией свободы и защиты прав человека. В нашем нынешнем глобализированном мире права человека приобрели универсальный характер. В этой связи для нас совершенно невозможно полностью изолировать себя от данного контекста и оставаться в стороне от соответствующих дебатов по данным вопросам. Швейцария ведь совершенно добровольно и суверенно ратифицировала практически все конвенции в области прав человека. Это означает, что мы должны подчиниться проверкам, которые призваны проинспектировать ход реализации положений данных конвенций. Кроме того, не забудем, что Швейцария вносит вклад в укрепление прав человека во всем мире. У Швейцарии есть значительная заинтересованность в создании функционирующей системы защиты прав человека. Подумаем только о беженцах и миграции. Невозможно, поэтому, активно поддерживать права человека на международной арене и одновременно давать понять, что у нас, мол, нет заинтересованности в применении норм конвенций о правах человека в нашем собственном доме.
swissinfo.ch: Каковы самые серьезные проблемы, с которыми сталкивается Швейцария в области уважения и соблюдения прав человека?
В.К.: Самый первый анализ, который мы намерены провести, будет, как раз, касаться именно этого вопроса. Чтобы сделать это, мы будем отталкиваться от критических замечаний и рекомендаций международных организаций, чтобы в итоге мы смогли увидеть, как выглядит в Швейцарии актуальная действительность в этой сфере. Нашей целью будет создание условий, при которых возникнет возможность гармонизации соблюдения прав человека с потребностями политических кругов на локальном и национальном уровне. Очень часто, например, критические стрелы направлены на наше отношение к иностранцам, будь то вопросы расизма, или законодательства, регулирующего процедуры предоставления убежища. Причиной для критических замечаний стала, например, и ситуация в области защиты женщин от домашнего насилия. В Швейцарии и в самом деле существует проблема домашнего насилия. Некоторые кантоны проделали уже немалую работу по выправлению ситуации, но некоторые еще отстают. То же самое касается торговли женщинами, этой новой формы рабства. Сфера швейцарского «горизонтального бизнеса» не может просто по определению быть свободной от проявлений этой проблемы. Однако у нас нет убедительной и научно обоснованной статистики. То же самое можно сказать о такой проблемной сфере, как насилие полиции по отношению к иностранцам. Одна из проблем, с которой сталкиваемся мы в Швейцарии – это недостаток статики, отражающей ситуацию в области соблюдения прав человека. Тут либо нужно сказать, что такой статистики вообще не ведется, или что она ведется, но только в отдельных кантонах. Это как раз вопрос, которым и займется наш Центр.
ВАЛЬТЕР КЭЛИН (WALTER KÄLIN)
Родился 20 мая 1951 года в Цюрихе. Гражданин общины Айнзидельн (Einsiedeln, кантон Швиц). Женат, двое детей. Посещал среднюю школу в городах Rickenbach (кантон Швиц) и Einsiedeln (закончил школу в 1971 году). Изучал право в городах Фрибур и Берн (получил диплом в 1976 году), а также в Кембридже (LL.M Harvard Law School, закончил в 1984 г.).
Получил патент на ведение адвокатской деятельности в 1979 году. Кандидатская диссертация в 1982 году, докторская – в 1985. С 1985 года внештатный, а с 1988 года штатный профессор государственного и международного права в Университете г. Берн.
Основные темы исследований и области работы: право беженцев, международная защита прав человека, конституционная юрисдикция, общественное процессуальное право, кантональное конституционное право.
Экспертная деятельность по заказу федеральных органов власти, в том числе в рамках разработки новой редакции федеральной конституции Швейцарии в качестве председателя комиссии экспертов по вопросам реформы системы швейцарской юстиции. Экспертная деятельность по заказу кантонов, международных (UNDP, UNHCR) и неправительственных организаций.
1991/92 гг.: специальный докладчик Комиссии ООН по правам человека по оккупированному Ираком Кувейту. 2003-2008 гг.: член Комитета ООН по правам человека. 2004-2010 гг. представитель Генерального секретаря ООН по правам внутренних беженцев.
|