В текущем году, году столетия со дня рождения и двадцатилетия со дня смерти, Макс Фриш снова оказался в центре всеобщего внимания.
По мнению известного швейцарского германиста и филолога Петера фон Матта, председателя Фонда Макса Фриша, высказанного в интервью порталу swissinfo.ch, такое внимание вызвало бы в писателе чувство тайной гордости.
Последним крупным проектом вышедшего в отставку профессора германской литературы П. фон Матта было издание отрывков к третьему, незавершенному дневнику Макса Фриша.
swissinfo.ch: Что за человеческий тип был Макс Фриш?
Петер фон Матт (Peter von Matt): Он был очень серьезным человеком. Это была личность, которая подвергала анализу все, что попадало в поле его зрения. Находясь перед ним, зачастую приходилось чувствовать себя как на экзамене. Однако с другой стороны он был очень дружелюбен, ему нравилось рассказывать анекдоты, он был не прочь хорошо покушать и выпить. Он не был гигантом, человеком, перед которым следовало испытывать страх. Однако, по моему мнению, между ним и остальными всегда существовала определенная дистанция.
swissinfo.ch: Он считается корифеем швейцарской литературы. Однако какое место занимает он в мировой табели о рангах?
П.ф.М.: Всегда очень сложно определить значение того или иного писателя в мировом масштабе. Его всегда активно переводили на другие языки. В США он не доходит до уровня, на котором находятся такие литераторы, как Филипп Рот или Эрнест Хемингуэй. Однако в Европе он всегда был в высшей литературной лиге.
swissinfo.ch: Как же так, ведь Фриш провел довольно много времени в США...
П.ф.М.: Время, которое пришлось на Вторую мировую войну, и которое он провел в Швейцарии, стало для него довольно травмирующим периодом. Он ощущал себя как в тюрьме. Сразу же после окончания Второй мировой он предпринял поездку по Европе, описав свои впечатления в первом дневнике периода 1946-49 гг. С одной стороны мы имеем в образе этого дневника произведение мировой литературы, с другой – это документ европейской истории. Тема путешествий проходит потом через всю его жизнь. В Швейцарии он бывал наездами. Побывав тут немного, он ощущал стремление непременно уехать отсюда. И одна из его любимых стран были США, а конкретно – Нью-Йорк. После полугодового пребывания там он, как правило, возвращался обратно в Швейцарию, или ехал в Париж, Берлин или Рим. Фриш любил кочевой образ жизни, но Швейцарию он никогда не забывал. Не говоря уже о том, что он имел очень сложные отношения со своей Родиной. Однако по большому счету он любил Швейцарию, и особенно Цюрих.
swissinfo.ch: Но он всегда очень критически относился к своей Родине.
П.ф.М.: Он был потому столь критичен, что он любил свою страну, и хотел, чтобы она обновлялась, менялась. Для него жизнь была процессом постоянного превращения. И как только он видел вещи, которые не менялись, он считал себя обязанным вмешаться. Он боролся со всеми и всяческими стенами, даже там, где никаких стен, по большому счету, не было. Время холодной войны было для него очень непростым периодом. Он нападал на всех участников этой войны, и был мишенью для всех них. На Фриша нападала и большая часть швейцарского политического истеблишмента, она называла его коммунистом. Однако он был просто на стороне молодежи и тех, кто хотел бы жить в современном, продвинутом, мире. Для всех них он был знаковой фигурой.
swissinfo.ch: Что стало для писателя окончательным прорывом? Его первый дневник?
П.ф.М.: Первый дневник сделал его очень известным в Германии. Он был первым иностранным автором, описывавшим Германию без оценок. Однако настоящим писательским прорывом для него стал блестящий роман «Штиллер». Этим романом он завоевал себе место, которое было у Альбера Камю во Франции, Уильяма Фолкнера в США и Грэма Грина в Великобритании. Тем самым он стал элитой европейской литературы.
swissinfo.ch: Часто высказывается такое мнение, что через все его романы красной нитью проходят поиск самоидентичности. Вы согласны с этим?
П.ф.М.: В самом деле, идентичность – это самое часто связываемое с Фришем понятие. Однако я не думаю, что тут мы найдем самое главное в его творчестве. На самом деле речь во всех его романах идет о свободе субъекта. Фриш всегда осознавал, кто он такой. У него никогда не было кризиса идентичности, однако он боялся, что определение ему даст окружающее общество. Его проблемой было отношение индивидуума и власти остальных, тех, кто пытается дать этому индивиду определение.
swissinfo.ch: У Макса Фриша была, скажем так, весьма «пёстрая» личная жизнь?
П.ф.М.: Да, «пёстрая», разноцветная – это, наверное, наиболее правильное слово. Он был человеком, который не мог жить без женщин. Порою в его жизни было сразу несколько женщин. У него было примерно пять важных, долгосрочных связей и целая куча побочных романов. И это обстоятельство тесно связано с тем, что я уже отмечал ранее. Даже в любви его не оставляло чувство, что он должен непременно бросить все и все начать заново. А такой подход вовсе не является наилучшей предпосылкой для долгого и прочного союза. Именно поэтому ему пришлось испытать в жизни несколько катастроф. Самым известным является его альянс с австрийской поэтессой Ингеборг Бахманн (Ingeborg Bachmann). Он прожил с ней несколько лет, и этот союз распался весьма болезненным образом.
swissinfo.ch: Недавно Вы опубликовали наброски к третьему дневнику Макса Фриша. С какой целью?
П.ф.М.: Он написал, как известно, два дневника, и в начале 1980-х гг. начал третий. Однако потом писательский процесс вдруг остановился. И когда мы нашли эти фрагменты, которые с моей точки зрения имеют огромное значение и написаны с литературной точки зрения просто блестяще, я решил, что их непременно следует напечатать. Это (издание) стало успехом, пусть даже были люди, выступавшие против, утверждавшие, что сам Фриш их бы никогда не опубликовал. Однако с моей точки зрения такой подход неверен. Автор такого масштаба становится фигурой общественного интереса. Именно поэтому мы издаем вещи, которые интересны, и которые связаны с его работой, жизнью и образом мысли. Наброски к третьему дневнику имеют именно такой характер.
Петер фон Матт рекомендует:
«Лучше всего начинать знакомство с Максом Фришем с романа «Хомо Фабер» (1957 г.), и только потом переходить к более объемной и сложной вещи «Штиллер» (1954 г.). Роман «Человек появляется в эпоху голоцена» (1979 г.) относится к его поздним вещам и представляет собой довольно впечатляющую сказку/притчу. Среди пьес наиболее известны «Андорра» (1961) и «Бидерман и поджигатели» (1958 г.). Не забудем и его творческие дневники: периода 1946-1949 гг., 1966-1971 гг., а так же фрагменты третьего дневника, найденные в Цюрихе в 2009 году, и опубликованные в 2010 году».
|