News
06.06.2011

Швейцарский федерализм – настоящее и будущее

Политические институты Швейцарии с характерным для них распределением задач между тремя уровнями (общины, кантоны, федеральный центр) глубоко укоренены в сознании швейцарских граждан. Более того, в период глобализации близкие к непосредственным нуждам граждан структуры федералистического характера оказываются востребованными как никогда.

Таков был общий тон выступлений на 3-й национальной конференции по вопросам федерализма, которая состоялась в конце мая в городе Мендризио (Mendrisio) что в италоязычном кантоне Тичино.

А бывший федеральный советник, то есть бывший член правительства Швейцарии, Арнольд Коллер (Arnold Koller), являющийся сейчас председателем неправительственной организации «Forum of Federations», заявил даже о новой эпохе «особой привлекательности идей федерализма».

По его мнению, наблюдавшаяся еще совсем недавно тенденция ко всеобщей централизации власти сменяется фазой подъема внимания и интереса к идеям и практикам федерализма. Укрепилось и суверенное самосознание швейцарских кантонов, что можно проиллюстрировать недавним успешным запуском кантональной инициативы по проведению референдума против налоговой реформы в Швейцарии.

А. Коллер подчеркивал так же, что федеративные государства являются гораздо более успешными, нежели «вертикально» управляемые государства, и с экономической точки зрения.

А вот это уже очень интересное наблюдение, если иметь в виду, что еще совсем недавно структуры швейцарского федерализма, тесно связанные в Швейцарии с базисными демократическими формами организации политической и общественной жизни, резко критиковались экономическими кругами Конфедерации как неповоротливые, враждебные свободной экономике институты.

Economiesuisse – за федерализм

Однако в настоящее время, по всей видимости, такой подход к федерализму окончательно ушел в прошлое. По крайней мере Герольд Бюрер (Gerold Bührer), председатель межотраслевой организации швейцарских работодателей Economiesuisse, ясно высказался на конференции в Мендризио в пользу федерализма.

«Преимуществами федерализма являются политическая и социальная стабильность, близость политики к нуждам граждан, финансовая дисциплина, а так же самостоятельно возникающая по всей стране питательная среда для инноваций и модернизации», - указал Г. Бюрер.

Экономика, по его словам, получает прямую выгоду от структур федерализма. Тем самым он признал, что значительное влияние на экономическое положение того или иного общества играют и такие нематериальные факторы и ценности, как политические институты, близкие к нуждам граждан, не говоря уже о ценностях материального свойства, таких, как финансовый и налоговый федерализм.

Впрочем, Г. Бюрер нашел и что раскритиковать. В частности, порицания с его точки зрения заслуживают порой слишком долгие процедуры бюрократических согласований, например, в сфере строительства. Поэтому он потребовал ускорить процесс синхронизации кантональных правовых и иных формальных норм. Но и при условии данных критических пунктов, по его мнению, «преимущества ясно перевешивают негативные элементы».

Необходимость корректур

Итак, при всех плюсах, конференция все-таки показала и границы развития традиционного швейцарского федерализма. Ведь современные глобальные социально-экономические, культурные и технологические перемены ставят федерализм перед совершенно новыми вызовами и угрозами.

Так, например, политолог из университета г. Берн Вольф Линдер указывал в своем докладе, что общины в Швейцарии уже затронуты вышеуказанными переменами. Не случайно ведь, частности, в последние годы в Швейцарии наблюдался впечатляющий процесс слияния общин и сокращения их общего числа. Самый яркий тому пример – кантон Гларус, в котором недавно 25 общин слились в три большие макрообщины.

Именно здесь, в сердце исконной Швейцарии, стало особенно хорошо заметен тот факт, что слишком маленькие административно-территориальные единицы во многом становятся неэффективными и слишком дорогими. «Но что интересно, на кантональном уровне в Швейцарии нет и следа каких-либо тенденций, которые указывали бы на возможное слияние кантонов в более крупные объединения», - указывал В. Линдер.

При этом он подчеркнул особенность швейцарского федерализма, которая состоит, в частности, в том, что, например, в Совете кантонов, малой палате парламента, кантон Цюрих (более одного миллиона граждан) имеет столько же депутатов, а именно, два, сколько имеет их и кантон Ури с населением в 35 тыс. человек. Перспектива же создания семи макрорегионов в Швейцарии, по его мнению, на сегодняшний момент не имеет каких-либо шансов на реализацию.

Звучала критика и в адрес культурной автономии кантонов, каковая, де, ведет к укреплению «провинциальной местечковости» («Kantönligeist»). А это, в свою очередь, мешает организовать более осознанный и эффективный диалог с тремя великими соседними европейскими культурами, в значительной степени влияющими на Швейцарию, то есть с немецкой культурой, а так же с итальянской и французской.

Зачастую в Швейцарии до сих пор, особенно на местном уровне, влияние этих трех культур воспринимается не как вклад в культурное разнообразие, а как попытка враждебного вторжения. Однако такова культурная цена за обладание системой федерализма, в целом обеспечивающей Швейцарии устойчивость и процветание.

Федерализм Швейцарии – товар не экспортный??

А вот в чем участники конференции были едины, так в том, что швейцарскую модель федерализма, де, невозможно просто так взять и экспортировать в иные страны.

Швейцарский посол в Италии Бернардино Регаццони (Bernardino Regazzoni), процитировал, например, в этой связи бывшего премьера Италии Романо Проди (Romano Prodi), который не раз указывал, что швейцарский, растущий снизу, федерализм, для Италии не годится.

Что нужно сделать Италии, так это федерализировать центральное государство. По словам Регаццони, в Италии, дебатируя на предмет реформы системы государственного устройства, скорее обращают внимание на примеры Германии, Бельгии и Великобритании.

Но завершилась конференция все-таки высказыванием, которое во многом полностью противоречит тезису о швейцарском федерализме как о «непереводимом гельветическом фольклоре». Паскаль Брули (Pascal Broulis), президент Совета кантональных правительств (Präsident der Konferenz der Kantonsregierungen) заявил со ссылкой на Фр. Дюрренмата, что «мир либо погибнет, либо гельветизируется».

И здесь с этим можно только согласиться. Тезис о том, что федерализм Швейцарии – товар не экспортный, во многом лукав. Что мешает той же России, в которой за последние десять лет какие-либо проявления реального федерализма были уничтожены просто на корню, ввести у себя выборность губернаторов, реальный бюджетный и налоговый федерализм, превратить Совет Федерации, верхнюю палату парламента, не только в место для дискуссий, но и в реальное представительство региональных потенциалов?

Понятно, что за отказом от «вертикальной» парадигмы управления страной должен последовать переход к другой скрепляющей нацию идее, а такой идеей может быть только принцип конституционного патриотизма. Но это означало бы как минимум кардинальную политическую революцию. А вот готовы ли к ней в России верхи и, главное, низы – это уже совсем другой вопрос, ответ на который совершенно неочевиден.

Ясно только одно – за словами в той же России или Италии о невозможности швейцарского федерализма скрываются интересы элит, прекрасно приспособившихся извлекать для себя личную выгоду из сложившегося статус-кво, а вовсе не какие-то непостижимые особенности швейцарского федеративного государственного устройства.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version