«Объединение Швейцарских машинистов и помощников машинистов» («Verband Schweizer Lokomotivführer und Anwärter» - VSLF) требует от правительства Швейцарии, Федерального совета, и в частности, от Федерального ведомства транспорта (Bundesamt für Verkehr - BAV), в обязательном порядке оборудовать все пассажирские вагоны, курсирующие по железнодорожным туннелям, длина которых превышает четыре километра, специальными системами синхронизированной аварийной деблокировки тормозов.
Они позволяют машинисту вывести вверенный ему состав из туннеля, если, например, кто-то из пассажиров, - нарочно или случайно, - сорвал стоп-кран. В случае пожара такая техника может внести решающий вклад в спасение жизней пассажиров. На данный момент такой техникой оборудованы только поезда, курсирующие по Лёчбергскому туннелю (Lötschberg-Basistunnel).
Машинисты должны слепо доверять технике
Опубликованные в прессе фотографии горящего Симплонского туннеля напомнили Хуберту Гигеру (Hubert Giger), машинисту со стажем и председателю VSLF, насколько велика ответственность, ложащаяся на плечи человека, берущего на себя управление железнодорожным составом.
«Они (фотографии) напоминают нам, что мы должны быть предельно осторожными при прохождении длинных туннелей», - указал он в интервью швейцарскому новостному порталу swissinfo.ch. – «Это своего рода предупреждение о том, что мы, машинисты, должны делать свою работу добросовестно и корректно, чтобы не допускать возникновения ЧП на рейсе».
Какой-либо растерянности после очередного пожара Х. Гигер не ощущает: «Машинист просто обязан полностью доверять технике, он должен осознавать, что на предписания и сигналы на линии он может положиться на все сто процентов – система железнодорожных перевозок устроена именно так, и у машинистов нет иного выхода. Страх – плохой советчик для того, кто управляет локомотивом».
Как ощущает себя машинист, ведущий грузовой состав по, как иногда кажется, бесконечному, тоннелю? Х. Гигер говорит, что управление железнодорожным составом есть в принципе профессия, связанная с одиночеством. «Машинист один несет полную ответственность за свой состав, в не зависимости от того, везет ли он пассажиров или грузы. Он должен на сто процентов следовать сигналам и предписаниям».
Х. Гигер признает, что при перевозке особо опасных грузов (воспламеняющихся, ядовитых и прочих) машиниста все же иногда посещают «нехорошие» мысли. Но в итоге при возникновении нештатных ситуаций управлять грузовым составом легче, так как нет необходимости учитывать присутствие пассажиров. Поэтому в целом машинист грузового состава ощущает себя более свободно и непринужденно, нежели тот, кто управляет пассажирским поездом.
Больше безопасности
Нынешний пожар в Симплонском туннеле произошел как раз из-за грузового поезда. Обошлось, поэтому, без жертв, но сейчас специалисты концерна «Швейцарские федеральные железные дороги» («Schweizerische Bundesbahnen» - SBB) проверяют техническое состояние туннеля с тем, чтобы понять, что с ним делать дальше.
Уже до пожара было ясно, что туннель, которому недавно исполнилось 100 лет, нуждается в кардинальной реконструкции. Соответствующее разрешение BAV ожидается этой осенью. Реконструкция обойдется в минимум 135 миллионов и должна быть завершена в 2014 году.
В центре реконструкции будет находиться задача качественного повышения безопасности в туннеле. В частности, между двумя «трубами» тоннеля планируется построить соединительные штольни, с помощью которых можно было бы быстро эвакуировать пассажиров в случае наступления ЧП.
Модернизации подвергнутся так же электропроводка, системы освещения и вентиляции. Впрочем, как особо подчеркивает официальный представитель SBB Кристиан Гинзиг (Christian Ginsig) ущерб, который был нанесен в этот раз туннелю в результате воздействия дыма, невозможно было бы предотвратить даже при помощи самой современной системы вентиляции.
Старые и темные туннели
В Западной Европе в настоящее время действуют довольно строгие стандарты безопасности в сфере эксплуатации метро и железнодорожных туннелей, таких, например, как подводный туннель между Англией и Францией. Швейцария, в общем и целом, соответствует этим стандартам, однако…
«Швейцария особенная страна – на ее территории расположены очень длинные, а потому относительно темные, и очень старые туннели», - говорит Х. Гигер. – «Давно настало время реализовать все те меры по реконструкции этих сооружений, о которых давно уже говорит VSLF, введя, одновременно, системы синхронной деблокировки вагонов».
Важна, по его мнению, и внутренняя инфраструктура: освещение, информационные указатели, эвакуационные пути с твердым покрытием, ведь одно дело – бежать по асфальту и совсем другое ломать ноги по щебню.
Однако «старые тоннели были выстроены очень узкими. Прокладывать там современные эвакуационные пути практически негде. Но даже если они и будут построены - если пассажиры начнут пытаться во время пожара покинуть состав и спастись пешком, то шансов у них в этой тесноте просто не будет. Поэтому важнее обеспечить поезду мобильность, чтобы он мог покинуть тоннель, а для этого как раз нужны уже упомянутые системы синхронной деблокировки вагонов».
Долгий ремонт после пожара…
В настоящее время движение поездов по Симплонскому туннелю идет почти по нормальному графику. Это стало возможно благодаря перекрестку, соединяющему две «трубы» туннеля в середине: первую часть пути поезда проходят по одной «трубе», а потом их переводят во вторую «трубу», так что завершают свой путь составы с использованием ее северной, неповрежденной пожаром, части.
Такой режим сохранится еще на долгие месяцы, так как ремонтные работы, которые будут призваны устранить повреждения, возникшие из-за пожара, продолжатся, как видно, не одну неделю. Причиной пожара пока считается плохо укрепленный на вагоне укрывающий тент. Предполагается, что тент коснулся электрических проводов, от которых питается локомотив, и вспыхнул.
«Пока точно не установлено, в чем заключается причина пожара, а потому мы не можем сказать, кто должен взять на себя все расходы по устранению нанесенного ущерба», - заявил на днях директор SBB Андреас Майер (Andreas Meyer). Сложность ситуации заключается еще и в том, что место возгорания находится на итальянской территории, груз принадлежал третьей организации, но сам туннель находится в собственности SBB
|