«Для нас армия – это все равно, что уплата страховых взносов. Обычно человек понимает, что платить за страховку нужно, и при этом он рад, когда ничего не происходит», - отмечает депутат Совета кантонов, малой палаты парламента Швейцарии, от партии либералов (FDP) Ханс Альтхерр (Hans Altherr) в интервью порталу swissinfo.ch.
Томас Хуртер (Thomas Hurter), депутат Национального совета, большой палаты парламента, от правоконсервативной Швейцарской народной партии (SVP), сравнивает армию с пожарной охраной: «Понять ее истинную ценность можно, только увидев пожарную бригаду в действии. Швейцарии нужна армия. Ведь стабильность и безопасность страны в течение многих десятилетий покоились именно на плечах армии, и в будущем будет то же самое».
Таким образом, партии швейцарского политического центра и правого фланга единым фронтом выступают за сохранение армии страны практически в том формате, в каком она существовала ранее, то есть армии, нацеленной в основном на территориальную оборону национального государства.
Миротворчество вместо обороны
Партии левого фланга и «Зеленые» выступают за радикальное сокращение численности армии, основной задачей которой было бы участие в миротворческих операциях в формате тесной кооперации с соседними странами Западной Европы.
«Вся эта дискуссия вокруг армии отягощена мифами и табу. Вероятность прямой вооруженной агрессии против Швейцарии оценивается не только нами, но и всеми авторитетными экспертами близкой к абсолютному нулю», - считает депутатка Национального совета от партии социалистов Эви Аллеманн (Evi Allemann).И именно поэтому социал-демократы и «Зеленые» выступают за уменьшение армии Швейцарии с нынешних 120 до 55 тыс. военнослужащих.
«Армия такого размера будет означать, что ее основной задачей будет уже не традиционная оборона территории, а квалифицированное участие в миротворческих миссиях в сотрудничестве с дружественными государствами. (Швейцарская) политика в области безопасности должна стать частью общей европейской архитектуры безопасности», - говорит Э. Аллеманн.
"Перемены могут быть внезапны…"
Эксперты в области безопасности от бюргерских партий считают, однако, что осмысленное сотрудничество с соседними государствами швейцарская армия могла бы поддерживать только в области военно-воздушных сил.
«Существуют области, в которых мы должны непременно сохранить наш нейтральный статус», - говорит Томас Хюртер. - «Мы должны концентрироваться, прежде всего, на задачах, которые стоят перед нами здесь, внутри страны, и здесь же, что немаловажно, мы должны инвестировать в поиск ответов на эти задачи».
«Будущее нам неизвестно, и я бы не стал брать на себя смелость утверждать, что в ближайшие десять или более лет Швейцария не будет сталкиваться с военными угрозами», - говорит Ханс Альтхерр, указывая на события в Северной Африке: «Перемены могут быть очень внезапны и всеобъемлющи…».
Финансы и численность
В последние месяцы все дискуссии на предмет будущего швейцарской армии крутились только вокруг двух вопросов: сколько должны стоить современные вооруженные силы, и какова, соответственно, должна быть их численность. Дополнительной проблемой стал вечный вопрос о том, какое количество боевых самолетов следует приобрести для того, чтобы заменить парк устарелых самолетов типа «Tiger».
В докладе о положении вооруженных сил, который был опубликован правительством осенью 2010 года, речь шла о том, что ежегодный бюджет армии Швейцарии должен составлять 4,8 миллиарда франков, а ее численность не должна превышать 80 тыс. человек. Такого рода данные привели в парламенте к весьма жарким дебатам.
Левые и правые политики и депутаты указывали, что прежде, чем спорить о цифрах, необходимо обсудить более фундаментальный вопрос, а именно, зачем вообще нужны стране вооруженные силы и какова стоящая перед ними цель. «Не годится без такой основополагающей дискуссии вести дебаты по цифрам», - говорит Эви Аллеманн.
«Руководящие этажи не готовы доложить, в каких областях они намереваются использовать армию», - критикует Томас Хуртер: «Гораздо проще, конечно, дискутировать о голых цифрах, утверждая, мол, наша цель – сократить армию и за счет этого немного сэкономить».
Так или иначе, вопросы военного бюджета и численности вооруженных сил уже скоро станут предметом обсуждения в парламенте. При этом уже сейчас становятся видны контуры определенного компромисса, а проявились эти контуры тогда, когда депутаты от партии швейцарских демохристиан перешли на позиции других бюргерских партий.
Малая палата парламента, Совет кантонов, преследует похожие цели, требуя выделить армии больше средств, чем планирует правительство. Поэтому компромисс может выглядеть следующим образом – вооруженные силы Швейцарии получат 5,1 миллиарда франков в год, их численность составит 100 тыс. военнослужащих, полностью оснащенных всем необходимым вооружением.
Параллельно правительству может быть поручено изыскать единовременную сумму в размере пяти миллиардов франков на замену устаревшего машинного парка национальных ВВС Швейцарии. «Такой проект вполне может пройти обе палаты парламента», - считает депутат Совета кантонов от партии либералов (FDP) Эдуард Энгельбергер (Eduard Engelberger).
Народные инициативы
Впрочем, даже если парламент и согласится с армией в 100 тысяч за 5,1 миллиарда в год, то это вовсе не будет означать конца всех дискуссий в стране на темы военного строительства.
Депутат Национального совета (большая палата парламента) от партии «Зелёных» и член правления пацифистской организации «Группа за Швейцарию без армии» («Gruppe für eine Schweiz ohne Armee» - GSoA) Джо Ланг (Jo Lang) упрекает бюргерские партии в том, что накануне выборов они бесстыдно устраивают лицемерные «показательные выступления на тему, кто из нас больше других заботится об обороноспособности страны».
По его мнению, намерение выделять армии 5,1 миллиардов франков в год является недвусмысленной попыткой обойти и лишить политической значимости выдвинутую экологистами некоторое время назад народную инициативу относительно отмены в Швейцарии всеобщей воинской обязанности. «Ведь совершенно ясно, что народ на референдуме никогда бы не согласился с прямым повышением военных расходов», - указывает он.
На другом конце политического фланга Общество швейцарских офицеров и группа «Giardino», состоящая как из действующих, так и уже отправленных на пенсию военных чинов, выступают за армию, численность которой была бы не меньше 120 тыс. человек. Своих целей они хотят так же достичь путем выдвижения народной законодательной инициативы.
|