News
25.07.2011

Скандал вокруг News of the World – возможно ли такое в Швейцарии?

Швейцария принадлежит к странам, в которой плотность СМИ на душу населения является одной из самых высоких в мире. Большая часть выпускаемых газет и журналов принадлежит двум крупным швейцарским издательским корпорациям - Tamedia и Ringier. При этом в Швейцарии царит убеждение в том, что политика должна быть жестко отделена от прессы.

По мнению Петера Штудера (Peter Studer, 76), одного из самых авторитетных швейцарских журналистов, бывшего главного редактора цюрихской газеты Tages Anzeiger и бывшего (2001-2007 гг.) председателя Швейцарского совета по делам прессы (Schweizer Presserat), швейцарские газеты, например, бульварное издание Blick, имеют возможность оказывать определенное влияние. Однако в обществе страны царит единство мнений на предмет недопустимости грубого вмешательства СМИ в приватную жизнь людей.

И все-таки, мог бы такой скандал разразиться, хотя бы теоретически, и в Швейцарии? П. Штудер считает, что это невозможно, по крайней мере, в той форме, в которой это имеет место в Великобритании, так как такие методы добычи информации в Швейцарии просто-напросто запрещены. Кроме того, основные швейцарские провайдеры услуг мобильной связи имеют очень высокие стандарты безопасности, которые просто делают невозможным несанкционированный доступ к частной информации.

А какова в Швейцарии ситуация с так называемой «желтой прессой»? В Великобритании, например, она имеет огромное влияние на политику и общество. По словам П. Штудера, ведущие швейцарские бульварные газеты, Blick и SonntagsBlick, имеют в своем активе самое большое количество читателей. Однако их политический вес не сравним с влиянием основных «желтых» газет в Великобритании.

Это связано, во многом, с историческими причинами – бульварная пресса развивается там с середины 19-го века, тогда как в Швейцарии такого рода газеты впервые появились только в 1959 году. Кроме того, швейцарская «желтая» пресса не концентрируется в такой степени на частной сфере других людей, хотя суды в Конфедерации отнюдь не простаивают и постоянно разбирают большое число исков, связанных с нарушением границ, отделяющих частную жизнь от общественной.

Так, например, лет десять назад тогдашний посол Швейцарии в Берлине Томас Борер стал объектом агрессивной кампании, развязанной газетами Blick и SonntagsBlick. И это привело к тому, что в итоге сами эти газеты стали адресатами довольно жесткой критики не только со стороны других СМИ, но и, что особенно важно, со стороны читателей и рекламодателей.

В итоге SonntagsBlick вынужден был даже опубликовать на первой полосе официальные извинения. Поэтому можно сделать вывод, что швейцарское общественное мнение настроено против слишком наглого нарушения прав личности в плане охраны персональных данных, и это является основным тормозом на пути возникновения таких скандалов.

Какие имеются в Швейцарии инструменты, позволяющие напрямую противодействовать злоупотреблениям в области свободы слова? Что может сделать тот же Швейцарский совет по делам прессы? Есть ли у него полномочия, например, вводить санкции против средства массовой информации, нарушившего базовые положения журналисткой этики?

По словам П. Штудера таких полномочий у Совета нет. Но он может публиковать свои оценки и называть СМИ и вещи своими именами. В Швейцарии, стране, где большое значение придается общественному мнению и репутации, такого рода меры могут иметь большое воспитательное воздействие. Аналитические выкладки Совета всегда с большим вниманием воспринимаются СМИ и журналистами.

Что касается случаев, когда журналисты играют роль детективов, то в Швейцарии, в отличие от Великобритании, такого рода казусы можно пересчитать по пальцам. Столь же редки и попытки швейцарских СМИ напрямую воздействовать на мир политики, однако, тем не менее, такие случаи все-таки имеют место. Например, когда речь идет о попытках партий или парламента повлиять на рамочные условия публикации рекламных анонсов.

Однако взаимовлияние политики и прессы в «британских» масштабах в Швейцарии просто невозможно. При всем своем общественном весе, концерны Tamedia и Ringier никогда открыто не встанут на сторону той или иной партии и не будут ее открыто поддерживать и делать ей на своих страницах рекламу. В этом смысле швейцарская политическая культура сильно отличается от британской.

Какие же выводы можно сделать из скандала вокруг газеты News of the World? П. Штудер считает, что журналист должен быть очень осторожен в своих оценках. С другой стороны, взаимное влияние прессы и политики должно быть строго ограничено. В идеальном мире между ними должна проходить четкая граница. Но все эти события вовсе не означают, что в Швейцарии необходимо срочно издать новый ряд законов в сфере контроля над СМИ.

Здесь в области электронных СМИ и так уже создан эффективный механизм регулирования и контроля, который, например, гарантирует довольно высокую степень независимости СМИ от прямого влияния политики. В области печатных СМИ в Швейцарии таких регулятивов нет, но менять тут ничего, убежден П. Штудер, не следует. Ведь, с одной стороны, в стране существует этический кодекс пишущего журналиста, за соблюдением которого внимательно надзирает Швейцарский совет по делам прессы.

С другой стороны, в печатной прессе существует консенсус на предмет необходимости укрепления и расширения сферы действия этого кодекса, и особенно на фоне скандала вокруг газеты News of the World.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version