News
26.07.2011

Норвежский убийца планировал акции в Швейцарии

Свои террористические планы Андерс Беринг Брейвик, норвежский бизнесмен с праворадикальными взглядами, устроивший бойню на острове Утойя и взрыв в Осло, опубликовал еще до совершения терактов в 1500-страничном манифесте «Декларация независимости Европы 2083 года».

Конкретно, в манифесте указывается, что «бойцы сопротивления» должны были действовать во многих странах, в том числе и в Швейцарии, поскольку «у них нет надежды на достижения перемен при помощи демократических средств». Швейцария в манифесте называется отдельно и, что, называется, по имени, так как «в этой стране проживает до полумиллиона предателей, исповедующих мультикультурные идеи». Именно эти люди, де, делают все, чтобы облегчить исламскую иммиграцию в Европу.

Новые факторы

Вся эта трагедия указывает на два для Европы относительно новых фактора. Во-первых, Брейвик действовал в одиночку. До последнего времени считалось, что для осуществления таких масштабных террористических акций надо иметь организацию. Именно так действовали ячейки ирландской ИРА, баскской ЭТА, леворадикальных группировок Фракция Красной Армии в Германии или Аксьон Директ во Франции. Теперь выясняется, что это не так.

Более того, именно это и обеспечило его успех. Он не был видным активистом праворадикальных группировок и не попал на учет норвежской полиции, он не смог прорваться на нелегальный рынок оружия и купил оружие как примерный член охотничьего клуба. Он не знал, как достать взрывчатку, и зарегистрировал компанию по выращиванию овощей, получив ингредиенты для ее изготовления законным путем. Отсутствие сторонников гарантировало, что его просто некому было выдать.

Уже несколько лет западные спецслужбы предупреждают об опасности, которая может исходить от такого рода одиночек, не входящих ни в какие организации, и которых поэтому практически невозможно выследить. Правда, речь в этих аналитических докладах в основном шла об исламистской молодежи в Европе и США. Как выяснилось в Осло, этот способ радикализации никак не связан с определенной идеологией. Это просто вопрос технологии.

Во-вторых, случай Брейвика, видимо, станет первым в истории примером медийного террориста, черпавшего вдохновение в информационном пространстве — имеются в виду телевидение, кинематограф, литература, интернет. Рассказы выживших на острове Утойя очевидцев не имеют аналогов в истории реального терроризма, но заставляют вспомнить японский триллер «Королевская битва» («Battle Royale») с Такеши Китано в главной роли, где подростки методично убивают друг друга на необитаемом острове.

Самая растиражированная фотография Брейвика – там, где он, одетый в гидрокостюм, прицеливается в пустоту, напоминает сцену из фильма «Шакал» с Брюсом Уиллисом в главной роли, снятый по роману Форсайта «День Шакала» о киллере-одиночке, нанятом для убийства президента. Его попытка купить себе оружие в Праге явно навеяна шпионскими фильмами («Миссия невыполнима-1») и романами, потому что часто чешская столица описывается и показывается именно как центр нелегальной торговли оружием.

Да и в целом террорист прекрасно подготовился к тому, чтобы стать знаковой медийной фигурой. Он загорал, принимал стероиды и накачивал мышцы. Заказал фотосессию у зарубежного специалиста и тщательно отобрал фотографии. На карточках он изображен с оружием в руках, а также в различной парадной форме с орденами на груди. Самые лучшие фотографии он поместил в интернете, рассчитывая, что пресса будет публиковать их после теракта. Его ожидания оправдались.

Современная концепция

Как обычно, после такого рода трагедий, у каждого возникает вопрос – а могло ли такое произойти там, где живу я? В настоящий момент 90 процентов швейцарских граждан ощущают себя в практической безопасности. К такому результату пришло исследование Военной академии при Высшей технической школе Цюриха (Militärakademie an der ETH Zürich). Данные эти, правда, были опубликованы еще до норвежской трагедии.

Терроризм не воспринимается большинством швейцарцев в качестве непосредственной угрозы. Скорее, они озабочены ситуацией в сфере обычной повседневной преступности, - поясняет Эстер Биссиг (Esther Bisig), сотрудница ВТШ и института Centers für Security Studies в рамках видео-интервью с агентством Keystone.

Насколько события в Норвегии повлияют на самочувствие швейцарцев, станет ясно из нового доклада Военной академии, публикация которого намечена на январь 2012 г. По мнению Э. Биссиг, к тому времени норвежское горе вполне может исчезнуть из «оперативной памяти» общества.

В любом случае, швейцарская полиция, вне зависимости от теракта в Норвегии, будет продолжать реализацию новой концепции предотвращения таких преступлений. В ее центре находится ряд мер, позволяющий полиции гораздо быстрее и на более ранней стадии обезвреживать вооруженных преступников. В начале июля эта концепция была представлена кантональными полициями Берна, Тичино и ряда франкоязычных кантонов на специальной пресс-конференции.

В настоящее время она анализируется министрами юстиции и полиции «латинских» кантонов Швейцарии. Результаты будут представлены осенью, - заявил начальник полиции кантона Фрибур Пьер Шувей (Pierre Schuwey) в ответ на запрос швейцарского информационного агентства sda. Тем самым он подтвердил опубликованное накануне соответствующее сообщение газеты «Le Temps».

Кроме того, из-под пера П. Шувея недавно вышел аналитический доклад «Amok», в котором суммируются все похожие преступления, совершенные в мире с 2009 г., с особым акцентом на массовые убийства в школах. В центре доклада находятся события в немецком городе Винненден (Winnenden), где в марте 2009 г. вооруженный школьник 17-ти лет убил 16 человек.

В докладе делается вывод о том, что в случае массовых убийств полиции необходимо сразу приступать к обезвреживанию преступника, не теряя времени на огораживание места событий и на ожидание подхода антитеррористических спецподразделений. Для того чтобы было понятно – под «немедленным обезвреживанием» понимается, прежде всего, физическое уничтожение преступника.

А для этого, указывает П. Шувей, необходимо, во-первых, соответствующим образом изменить кантональное законодательство, а, во-вторых, предусмотреть соответствующие дополнительные возможности по переподготовке полицейских кадров с тем, чтобы они могли на ранних этапах квалифицированно выполнять ту работу, которая обычно ложится на плечи спецподразделений.

Наконец, необходимо решительно улучшить коммуникацию. «Иногда силам безопасности требуется слишком много времени, чтобы понять, что речь идет именно о массовом расстреле», - критикует П. Шувей. По его мнению, здесь так же следует продумать, как модифицировать систему подготовки полицейских. «Чтобы понять, что происходит, они (полицейские) должны уметь задавать правильные вопросы».

Маленькая Швейцария – преграда для террориста?

По сравнению с Норвегией Швейцария – очень маленькая страна, и в случае такого массового преступления миниатюрные размеры превращаются в решающее преимущество.

Такого мнения придерживается Владимир Новотны (Vladimir Novotny), генеральный секретарь Конференции кантональных начальников полиции (Generalsekretär der Konferenz der kantonalen Polizeikommandanten). По его мнению, фактор небольших размеров страны может стать решающим в ходе противодействия вооруженному преступнику.

С этим согласен и П. Шувей. Полиция в Швейцарии находится в ведении кантонов, а потому в стране спецподразделения полиции «посеяны» довольно плотно, не дальше в среднем 50-ти км друг от друга. Кроме того, на федеральном уровне задачей профилактического распознания лиц, потенциально способных к массовым убийствам по примеру Норвегии или Виннендена, занимается федеральная разведывательная служба NDB.

Каждый год эта служба передает Федеральному совету секретный, не предназначенный для общественности, список лиц и организаций, находящихся под наблюдением NDB. Информация для этого списка поступает от кантональных полиций, зарубежных спецслужб. Внимательно анализируются и данные из сети Интернет.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version