Собственно, согласованные ставки налогов, суммы гарантий и прочие базовые показатели, на которые опирается германо-швейцарский договор, были известны уже давно. Однако со вчерашнего дня существует, наконец, уверенность в том, что договор и в самом деле войдет в силу, если, конечно, вслед за правительствами его одобрят (ратифицируют) и национальные парламенты двух стран.
Итак, ставка «расчетного налога» (Abgeltungssteuersatz), который будет взиматься с состояний богатых немцев, депонированных на счетах в Швейцарии, составит 26,375%. Правовая помощь по налоговым делам не будет оказываться автоматически. Ставка налога на уже размещенные в Швейцарии «старые состояния», в зависимости от величины суммы и от срока их нахождения на счету, будет колебаться от 19 до 34%.
Напомним, что в марте 2009 г. Швейцария взяла на себя обязательства руководствоваться стандартами ОЭСР/OECD, прежде всего, в части предоставления информации по счетам и состояниям нерезидентов. С тех пор Конфедерация модернизировала целый ряд Договоров об избежании двойного налогообложения (DBA), в которых обычно регулируются налоговые вопросы международного характера.
Однако и правительство страны и ведущие банки были убеждены, что с самыми «главными» странами ЕС необходимо подписать соглашения, которые бы выходили за рамки обычного DBA. Первой страной, что не удивительно, стала Германия.
Германия первее всего…
И это понятно – существует давняя, почти столетняя традиция, в рамках которой богатые немцы размещают на счетах в Швейцарии свои капиталы. По некоторым оценкам, как ни странно, но вообще большинство иностранных капиталов в швейцарских банках принадлежит вовсе не арабским шейхам и русским чиновникам, а немцам.
По этим же оценкам сумма этих капиталов может достигать 130 миллиардов евро. Впрочем, эксперты не учитывают здесь тот факт, что многие состояния могли быть давно уже переведены туда, где они недоступны ни Берну, ни Берлину, ни Брюсселю. В Германии, впрочем, говорят, что цель вовсе не состоит в том, чтобы отвадить инвесторов от Швейцарии как мирового финансового центра.
Это, по информации германского журнала «Шпигель», заявил, в частности, руководитель немецкой делегации, статс-секретарь Ханс Бернхард Бойс (Hans Bernhard Beus). «Мы бы предпочли, чтобы деньги лежали в Швейцарии, а не где-нибудь в Панаме», - подчеркнул он. Со швейцарской стороны с ним вел переговоры Михаэль Амбюль (Michael Ambühl), так же статс-секретарь Минфина и глава Государственного секретариата по международным финансовым вопросам (SIF).
«Мы имеем дело с очень хорошим договором», - считает финансовый аналитик Мартин Янссен (Martin Janssen) из компании Ecofin в интервью порталу swissinfo.ch. «Швейцарская делегация под руководством М. Амбюля проделала превосходную работу». С «чувством глубокого удовлетворения» воспринял результаты переговоров и Конрад Хуммлер (Konrad Hummler), финансист частного банка «Wegelin & Co.».
По его мнению, был достигнут весьма взвешенный результат. Единственной «горькой пилюлей» является, как он считает, обязанность Швейцарии уплачивать своего рода финансовые гарантии в размере 2 миллиардов, которые потом будут учитываться при расчете окончательной суммы годового налогового платежа Швейцарии в адрес Германии.
Состояния урежут на четверть
Швейцарское Банкирское объединение (Bankiervereinigung SwissBanking) считает, что нерезиденты в швейцарских банках, имеющие «старые капиталы», должны будут, после первых прикидок, рассчитывать на степень налоговой нагрузки в районе от 20 до 25% от общего состояния. Такова для них цена полного «расчета с нечестным налоговым прошлым».
Не останется в убытке и сама Швейцария как финансовый центр, так как в будущем ее банки могли бы «аквирировать и управлять узаконенными таким образом состояниями», причем даже прямиком в Германии, не открывая там своих филиалов. А это очень важный пункт достигнутого соглашения, так как он фактически облегчает доступ швейцарским финансовым институтам на рынок банковских услуг Германии. На этом швейцарские банкиры настаивали уже много лет.
Собственно, именно в обмен на это послабление Швейцария и оказывается обязанной уплачивать финансовую «гарантию» в размере 2 миллиардов франков. Это обстоятельство накануне парафирования швейцарско-германского налогового соглашения стало причиной ожесточенных дебатов. Многие швейцарские банки, например Raiffeisen, число германских клиентов которого очень невелико, просто отказывались поначалу участвовать в переводе немецкому фиску данной «гарантийной» суммы.
Еще одна тонкость – с тем, чтобы предотвращать утечку в Швейцарию капиталов, с которых не были уплачены налоги, немецкие налоговые органы получают право запрашивать в Швейцарии разного рода банковскую информацию. С другой стороны, количество немецких ходатайств об информационной поддержке будет численно ограничено, а сами ходатайства должны быть ясно обоснованы.
Новые причины для инвестирования в Швейцарию
В качестве большого успеха швейцарской стороны можно рассматривать облегчение доступа швейцарских банков на рынок банковских услуг Германии, - подчеркивает Мартин Янссен. «Швейцарские банкиры имеют право обслуживать клиентов прямиком из Швейцарии, или навещать их с деловыми целями, скажем, во Франкфурте-на-Майне, германской банковской метрополии».
Тем самым германские клиенты получают дополнительные гарантии в плане диверсификации своих рисков. «Ведь их анонимность остается неприкосновенной. И если исходить из того, что финансовый хаос в зоне евро будет продолжаться, то германский клиент будет только рад возможности хотя бы часть своего состояния запарковать на совершенно законных основаниях в Швейцарии».
Диски и амнистия
Парафированный договор положил конец и долгому конфликту вокруг воровства в Швейцарии банковских данных и их продажи в Германию. По данным швейцарского Минфина «Германия с учетом данного договора не видит больше никаких поводов для совершения покупок украденных данных по банковским счетам частных клиентов».
Швейцария, со своей стороны, обязывается не преследовать и не наказывать тех, кто воровал и продавал данные. Тем самым, фактически, «информационные воры» попадают под полную амнистию. Такое же обязательство, с небольшими ограничениями, берет на себя Германия в отношении швейцарских и немецких банковских работников, участвовавших в операциях по уводу состояний от налогов.
Парафированный германо-швейцарский договор будет служить моделью и для следующих подобного рода соглашений Швейцарии с другими странами. По словам министра финансов Швейцарии Эвелинн Видмер-Шлумпф (Eveline Widmer-Schlumpf), данный договор с Берлином следует оценивать положительно, так как он создает «правовую определенность».
|