Тот факт, что самый на сегодняшний день дорогой в Швейцарии девелоперский проект будет реализовываться неподалеку от взлетно-посадочных полос аэропорта Цюрих/Клотен, не должен, по большому счету, вызывать удивления. Ведь этот аэропорт относится к наиболее доступным с транспортной точки зрения объектам в стране. Кроме того, он находится в самой середине одного из наиболее плотно заселенных регионов Швейцарии.
Каждый день в аэропорту Цюриха взлетают и приземляются около 60. тыс. пассажиров. Расстояние от паспортного контроля до центра города можно, благодаря комфортным поездам серии Intercity, покрыть всего за 10 минут. Добраться до аэропорта без проблем можно по автобану, или сев на недавно построенный трамвай линии Glattalbahn. Уже сегодня второй по величине торговый центр Швейцарии находится именно в аэропорту Клотен.
«Проект «The Circle» следует рассматривать в общем контексте развития цюрихского аэропорта», - говорит руководитель проекта Андреа Йоргер (Andrea Jörger) в интервью порталу swissinfo.ch. - «Мы имеем дело с развитием авиационного транспортного узла, который из простого перевалочного пункта превращается в деловой центр и развивается дальше, к самоценному региону, на территории которого можно остановиться на двое - четверо суток, получив качество жизни и услуги, не отличающиеся от стандартов любого швейцарского города».
Космополитическая клиентура
Это означает, что на территории задуманного торгово-делового центра «The Circle» будут находиться не только бутики самых изысканных мировых брендов, но и офисные помещения, отели, площадки для проведения концертов и конгрессов, оздоровительный комплекс, медицинская клиника широкого профиля.
Тем самым аэропорт делает ставку на международную космополитическую клиентуру, которая «прилетает из Мумбаи, проводит к клинике медицинскую профилактику, решает со своим банкиром финансовые вопросы и летит дальше», - поясняет Андреа Йоргер. Одновременно принимать участие в мероприятиях на территории комплекса и пользоваться его услугами смогут и жители близлежащих деревень, так что комплекс «The Circle» будет иметь одновременно и локальный и глобальный характер.
Стоимость проекта должна составить не менее одного миллиарда франков. Понятно, что конкуренция за то, чтобы получить столь значительный заказ, была просто невероятной. Победителем стало японское архитектурное бюро «Riken Yamamoto & Field Shop» - в феврале 2010 г. ему удалось окончательно одолеть более 90-та соперников, среди которых были такие звезды, как David Chipperfield из Берлина, Gigon/Guyer из Цюриха, Sanaa из Токио и Zaha Hadid из Лондона.
Основу проекта, ставшего победителем, составляют несколько больших кубических строений, которые, в сумме своей, по оценке жюри, «оставляют впечатление единого и широкомасштабного здания». Однако стоит приблизить фокус, и оно распадается на целый конгломерат небольших пространств, напоминающих малые города западной и центральной Европы.
Ходатайство в октябре
После окончания архитектурного конкурса исполнители проекта подвергли его всем мыслимым проверкам и экспертизам. Результаты обнадеживают. Правление компании Flughafen AG, оператора цюрихского аэропорта, например, очень высоко оценило проект с точки зрения его архитектурного качества, функциональности и рентабельности, - отмечает А. Йоргер.
«В октябре 2011 г. мы намерены подать ходатайство с целью получение разрешения на проведение строительных работ», - рассказывает она далее, - «Получить разрешение мы намерены в 2012 году, начало строительства запланировано на 2013 год, а открытие первого этапа – на 2017 г.» В регионе вокруг аэропорта, правда, проект вызывает и критику. Многие опасаются повышения уровня авиационного шума и считают, что выбранный проект является «слишком высоким».
«Авиационный шум не имеет с проектом ничего общего», - парирует А. Йоргер. «Что касается вышины здания, то компания Flughafen AG уже подтвердила - параметры проекта не нарушают действующих в кантоне СНИПов. Здание комплекса будет не выше уже существующих в районе аэропорта парковочных комплексов».
В прошедшие месяцы руководства проекта уже провело «конкретные переговоры» со многими важными компаниями и брендами, которые могли бы выступить основными арендаторами вновь возводимых площадей. «Мы надеемся, что самое позднее в следующем году мы сможем представить полный список основных арендаторов, включая области гастрономии, здравоохранения и отельного бизнеса».
Несмотря на кризисные явления в мировой экономике, А. Йоргер уверена в том, что первая очередь проекта, как и планировалось, будет сдана в 2017 г. «Наша уверенность опирается на солидный базис, пусть даже мы почти неизбежно вынуждены будем преодолевать разного рода препятствия – например, арендаторы деловых площадей сейчас и в самом деле ведут себя куда более осторожно, чем раньше».
|