News
31.08.2011

К выборам-2011: Финансирование швейцарских партий остается «темным» делом

Весной 2011 г. швейцарский франкоязычный журнал «L'Hebdo» опубликовал исследование, в котором приводились оценочные данные относительно финансовых средств, находящихся в распоряжении тех или иных партий. Интересно, что с тех пор ни одна из партий эту публикацию не опровергла.

Так вот, по данным журнала, самой богатой швейцарской партией оказывается консервативная Швейцарская народная партия (Schweizerische Volkspartei – SVP). Только в период с 2007 по 2010 гг. и только на нужды политической рекламы партия израсходовала около 35 миллионов франков.

Либералы (FDP) израсходовали в этот период и на схожие цели 19 миллионов, социалисты – 9, демохристиане (CVP) – 8 и «Зеленые» – только два миллиона франков.

Надежная блокировка

Социал-демократическая партия Швейцарии давно уже требует принять закон, который бы обязывал политические партии страны раскрывать источники своего финансирования и указывать имена спонсоров, будь то частные лица, лоббистские группы интересов или отдельные фирмы.

Однако любые парламентские инициативы такого рода со стороны социалистов каждый раз надежно блокируется правоцентристским большинством. Поэтому сторонники прозрачного режима финансирования партий надеются на последнюю возможность добиться своего, а именно, на референдум по соответствующей законодательной инициативе.

«Финансовая прозрачность партийной деятельности для нас является центральной проблемой», - говорит Томас Кристен (Thomas Christen), генеральный секретарь швейцарских социалистов (SP) в интервью порталу swissinfo.ch.

«Если возникнет комитет сторонников соответствующей законодательной инициативы, то наша партия его непременно поддержит. Да, мы могли бы сами выдвинуть такую инициативу, однако пока для нас такое выдвижение не является первоочередной задачей», - указывает Т. Кристен.

Причина такой сдержанности кроется в том, что в настоящее время социалисты и так уже продвигают сразу четыре законодательные инициативы. На пятую у партии просто нет сил и средств. Ничего не говорит Т. Кристен и о перспективах такой инициативы в целом – будет ли она запущена кем-нибудь еще перед осенними выборами, или ее все же оставят «на потом»?

Деньги – это еще не все…

«Можно, конечно, встать в позу «морального апостола» и требовать во что бы то ни стало обеспечить прозрачность финансирования партий. Такого рода подход вполне может позволить добиться некоторых успехов», - говорит швейцарский политолог Марк Бальзигер (Mark Balsiger) в разговоре с порталом swissinfo.ch.

«Однако в долгосрочной перспективе это вряд ли приведет к каким-либо качественным изменениям. Существует ведь огромное количество легальных путей финансовой поддержки партий или предвыборных кампаний – и всех их законом просто не охватить», - считает ученый.

Следует так же учитывать, что политические кампании в Швейцарии проводятся не только и не столько собственно партиями. Большую роль играют комитеты поддержки кандидатов, а так же низовые гражданские группы, выступающие за или против той или иной законодательной инициативы.

И финансовая сторона деятельности этих структур так же не подпадала бы под действие гипотетического закона о прозрачном финансировании партий. Не говоря уже о том, - подчеркивает М. Бальзигер, - что не следует думать, что в швейцарской политике деньги могут решить любые проблемы.

«Деньги – это только один из почти двух десятков факторов, которые следует учитывать в Швейцарии при ведении политической работы. Центральное значение для любой партии в Швейцарии имеют так же такие аспекты, как имидж партии, ее присутствие в СМИ, наличие убедительных политических фигур, представляющих партию, последовательная и грамотная работа с темами, имеющими актуальность для населения».

Один из своих

Самая успешная партия в Швейцарии последних 20-ти лет – консервативная Швейцарская народная партия (SVP).

Наверное, это неслучайно, что именно она тратит самые большие бюджеты на ведение политических рекламных кампаний. И при этом, что удивительно, ее не отягощает имидж «партии банков» или «партии промышленных кругов», как это имеет место с теми же либералами (FDP.Die Liberalen) и демохристианами (CVP).

Даже тот факт, что миллионер Кристоф Блохер является не только главным идейным стратегом партии, но и ее основным спонсором, не вызывает у швейцарского избирателя какого-либо протеста.

«Как ни странно, но именно люди с небольшими доходами, выступающие против банкиров с их астрономическими зарплатами, воспринимают миллионера Блохера как своего союзника. На мой взгляд, этот парадокс связан с тем, что Блохер умеет говорить на языке, понятном широким слоям избирателей», - подчеркивает М. Бальзигер.

Провал стратегии «чистых денег»

Что же касается FDP и CVP, то как раз эти партии нередко подозреваются в слишком тесной близости к промышленным кругам Швейцарии. И, представляется, что в этом виноваты они сами.

Например, год назад группа депутатов большой палаты парламента страны, Национального совета, от FDP попыталась продвинуть в качестве партийной программы стратегию так называемых «чистых денег» («Weissgeld-Strategie»).

Цель этой стратегии заключалась в том, чтобы на законодательном уровне заставить банки отказываться от иностранных клиентов с капиталами, с которых не были уплачены все налоги. Эта стратегия несколько дней подряд находилась на первых страницах СМИ, но затем партийная конференция FDP не оставила от нее камня на камне.

Этот провал только укрепил мнение избирателей, что либералы, - партия, стоявшая в 1848 г. у колыбели современной Швейцарии, - по всей видимости, идут на поводу у крупных банков. «Данное обстоятельство до сих пор является для либералов настоящим камнем на шее», - указывает М. Бальзигер.

Разворот в CVP

Похожая ситуация наблюдается и в отношении CVP. Среди избирателей широко распространено подозрение, что эта партия, подчиняясь влиянию промышленных и прочих лоббистских группировок, способна менять свои взгляды как перчатки.

В качестве примера М. Бальзигер называет эволюцию позиции демохристиан по так называемому «параллельному импорту» фармацевтической продукции. «Параллельный импорт» означает, что импортные лекарства могут закупаться не только у непосредственных производителей, но и у независимых дистрибьюторов – мера, которая может вести к снижению цен на медикаменты.

Изначально демохристиане выступали за допуск «параллельного импорта» на швейцарский рынок лекарств, но затем, под давлением базельской фармацевтической индустрии, партия изменила свое мнение на прямо противоположное.

Несомненно, указывает М. Бальзигер, свою роль сыграл тут и вопрос финансовой поддержки партии крупными фармацевтическими концернами. По некоторым данным, они предоставляют партии в год от 170 до 180 тыс. франков.

Деньги – табу!

Итак, очевидно, что отсутствие прозрачности в области финансирования партий наносит огромный вред самим же партиям. Однако они, а в особенности партии центра и правого сегмента политического спектра, резко выступают против обязанности раскрывать имена своих возможных спонсоров. Почему?

М. Бальзигер считает, что свою роль может здесь сыграть в целом характерная для Швейцарии и швейцарцев привычка не обсуждать «интимные» финансовые проблемы «на людях». Однако давление на Конфедерацию в этой области продолжает расти, и прежде всего, со стороны ЕС.

В частности, вопросом финансирования партий в Швейцарии вплотную занимается сейчас специальная европейская структура под названием «Groupe d'Etats contre la Corruption» (Greco), которая вскоре должна будет представить свой итоговый доклад


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version