На прошлых парламентских выборах 2007 г. в Конфедерации был зарегистрирован своего рода рекорд: на депутатские кресла в большой и малой палатах парламента претендовали 3 089 кандидатов, зафиксированных в 311-ти избирательных списках.
Среди этих списков были списки, принадлежащие политическим тяжеловесам, однако присутствовали и те, что принадлежали более скромным группировкам и партиям, которые, однако, несмотря на свои небольшие размеры, являются неотъемлемой частью политического ландшафта. А некоторые из них даже уже имели или имеют своих депутатов в парламенте.
Такого рода партии и группы регулярно, каждые четыре года, пытаются пробиться в парламент, и, как правило, они всегда представляют собой какие-либо «крайние» силы – это могут быть крайне левые или правые течения, а так же гражданские ad hoc движения и инициативы, ограниченные либо одной единственной темой, или одним регионом.
Неизбежная проблема
Значительное число зарегистрированных избирательных списков говорит о том, на сколько, на самом деле, разнообразен швейцарский политический ландшафт. Проблема, однако, заключается в том, что все это разнообразие отнюдь не находит своего адекватного отражения в составе депутатов парламента.
Так, например, в Национальном совете, большой палате парламента, только 10 из 200 депутатов не принадлежат пяти к правительственным (то есть присутствующим в составе Федерального совета) партиям или к партии «Зелёных». Эту партию, кстати, с ее 10% голосов избирателей, пора давно уже прекратить относить к числу «малых партий».
В малой палате, Совете кантонов, это соотношение составляет два депутата («Зеленые либералы») из 46-ти. Причину такой ситуации следует искать в самой избирательной системе Швейцарии. Шансы пробиться в федеральный парламент имеют только малые партии, действующие в крупных кантонах – в Цюрихе, Берне, Во, Женеве.
«Основной проблемой является количество депутатских мест, находящихся в распоряжении отдельных кантонов», - поясняет швейцарский политолог Паскаль Скиарини (Pascal Sciarini). – «В маленьких кантонах малые группировки имеют меньше шансов пройти в парламент, так как, что понятно, чем меньше мест, тем выше проходной барьер».
Пробудить внимание
В этой связи возникает вопрос, почему, даже имея нулевые шансы, малые партии, тем не менее, активно тратят деньги и время на ведение предвыборных кампаний.
«Некоторые группы все-таки верят в свой успех», - считает политолог и социолог Георг Лутц (Georg Lutz). – «Другие используют федеральные выборы для того, чтобы разрекламировать свои идеи и программы. В 2007 году, например, такой группировкой была «Мужская партия» («Männer-Partei»), которая выступала за права разведенных мужчин. В этом году обращает на себя внимание «Пиратская партия» («Piraten-Partei»), которая борется за прозрачность и свободу в интернете».
Наконец, конечно, есть партии, которые прекрасно понимают, что у них нет шансов. «Но для них очень важно все равно выставить на федеральные выборы свой список с тем, чтобы хотя бы обеспечить свое существование на локальном уровне», - говорит Г. Лутц. - «Такова, например, «Бернская партия Зелёных» («Grüne Partei Bern»), которая еще никогда не имела своих представителей в федеральном парламенте, но которая, однако, заметна в правительстве города Берн».
Паскаль Скиарини так же считает, что на первом месте для малых партий стоит задача как можно активней обращать на себя внимание избирателей. «Они выходят на федеральные выборы с тем, чтобы пробудить к себе интерес СМИ – только так они могут выжить».
Создать себе нишу
Прыжок в парламент для таких партий сложен – но не невозможен. Некоторым партиям и движением это удается с опорой на неожиданный и смелый имидж. «Однако успех не продолжается вечно – никому еще не удавалось десять лет подряд быть «свежим» и «привлекательным», - подчеркивает Г. Лутц.
Для того чтобы удержаться на швейцарской федеральной политической арене, партия должна, считает ученый, отвечать трем основным требованиям.
«Партии нужна, для начала, убедительная программа. Избиратели всегда очень внимательно изучают установочные документы партий. Во-вторых, партия должна иметь добровольцев-помощников и, в-третьих, финансовые ресурсы». В целом же, партия, для того, чтобы обеспечить себе долговременный успех, должна создать для себя уникальную нишу.
«В Швейцарии существует очень раздробленная партийная структура», - говорит Паскаль Скиарини, - «Большая часть партий распределена в спектре между правыми и левыми, поэтому число ниш очень ограничено. И я очень сомневаюсь, что таким партиям, как «Зеленые либералы» или «Бюргерско-демократическая партия» (Bürgerlich-Demokratische Partei - BDP), несмотря на все прогнозы и опросы, удастся в самом деле создать для себя широкую избирательную базу».
Многие малые партии и движения исчезают так же быстро, как они появились на свет. Самый яркий пример такого исчезновения – «Автомобильная партия Швейцарии» («Die Autopartei»), которая обращала на себя внимание в конце 1980-х гг. Но теперь она давно стала историей.
Есть, впрочем, и обратные примеры. «Зеленой партии Швейцарии» («Die Grüne Partei der Schweiz»), например, удалось укрепиться на федеральной политической сцене, хотя 20 лет назад многие рассматривали ее как временный феномен.
Всегда они возвращаются
В настоящее время дробление швейцарского политического ландшафта продолжается, особенный вклад в этот процесс внесло появление двух новых партий – «Зеленых либералов» (Partei der Grünliberalen) на правом фланге и BDP в центре. Для политологов Паскаля Скиарини и Георга Лутца возникновение такого рода политических явлений представляет собой циклический феномен.
Насколько это дробление станет шансом для окраинных и осколочных партий и движений сказать никто из ученых не может. «В самом деле – на правом фланге прочно укрепилась со своими праворадикальными лозунгами SVP, и там никаких ниш практически нет», - говорит П. Скиарини, - «Что касается крайних левых движений, то они не выходят за рамки франкоязычных кантонов. В немецкой части страны шансов у них нет, а потому нет шансов и на федеральные депутатские кресла».
По данным политологов, на данный момент пока только одно локальное политическое движение имеет реальные шансы пробиться в парламент – речь идет о женевской организации «Le Mouvement citoyen genevois». В рамках кантональных выборов в Женеве эта праворадикальная, выступающая против миграции, организация получила неплохие результаты и у нее есть возможность укрепить свои позиции в ходе федеральных выборов. Насколько были верны эти прогнозы мы узнаем вечером 23-го октября 2011 г.
ШВЕЙЦАРСКИЙ ПАРЛАМЕНТ
Швейцарский политический ландшафт определяется доминированием четырех основных партий.
- Швейцарская народная партия / Schweizerische Volkspartei SVP (28,9% на выборах 2007 г.)
- Социал-демократическая партия / Sozialdemokratische Partei SP (19,5%),
- Радикально-демократическая (либеральная) партия / Freisinnig-Demokratische Partei FDP.Die Liberalen (17,7%)
- Христианско-демократическая народная партия / Christlichdemokratische Volkspartei (14,5%).
Самой большой среди «малых партий» является партия «Зеленых» (9,6%). Новыми игроками стали в 2004 г. «Зеленые либералы» («Die Grünliberalen» - GL), отколовшиеся от традиционных «Зеленых», и «Бюргерско-демократическая партия» («Bürgerlich-Demokratische Partei» - BDP), отколовшаяся от SVP в 2008 г.
Опросы показывают, что GL и BDP смогут в октябре на федеральных выборах получить соответственно 5,7% и 3,5% голосов. В настоящее время партия «Die Grünliberalen» имеет всего 7 депутатов (5 в большой палате и 2 в малой). У BDP 7 депутатов (6 в большой палате и 1 в малой). Кроме того, у BDP есть один представитель в правительстве.
В настоящее время в парламенте представлены пять «малых» партий, на которые приходится в целом 5,5% голосов избирателей. Каждая из них имеет своих депутатов:
Лига тичинцев / Lega dei Ticinesi – 1
Федерально-демократический союз / Die Eidgenössisch-Demokratische Union EDU – 1
Христианско-социальная партия / Die Christlich-soziale Partei CSP – 1
Партия труда / Die Partei der Arbeit PdA – 1
Евангельская народная партия / Die Evangelische Volkspartei EVP – 2 депутата.
|