Напомним канву событий. Первый «Боинг», вылетевший рейсом AA11, врезается утром 11 сентября 2001 г. в северную башню Всемирного торгового центра (World Trade Center - WTC) в Нью-Йорке. Второй самолет рейса UA175 спустя некоторое время поражает южную башню. Рейс AA77 проламывает стену здания министерства обороны США, рейс UA93 до цели не долетел и в результате мужественного противодействия пассажиров разбился в штате Пенсильвания. Не исключено, что он должен был поразить Белый Дом. Затем, после пожара, происходит обрушение обеих башен WTC, а еще рез некоторое время, подняв чудовищное облако были и сажи, рушится здание седьмого корпуса WTC (WT7). В результате терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне погибли более трех тысяч человек.
Таковы факты. Однако что происходило до и после этих событий? Швейцарские эксперты Жак Боу (Jacques Baud), специалист в области изучения деятельности спецслужб при ООН, Даниэль Ганзер (Daniele Ganser), профессор истории Университета г. Базель, и журналист Ксавьер Колин (Xavier Colin), работающий в швейцарской франкоязычной телерадиокомпании RTS (Radio Télévision Suisse) имеют свою точку зрения на поставленный вопрос.
«После второго самолета – было уже совершенно ясно, что мы имеем дело с терактом – я немедленно подумал об Аль-Каиде. Я как раз к тому моменту уже несколько месяцев работал над соответствующей темой», - говорит К. Колин, который весь день 11-го сентября 2001 г. не отрываясь, до поздней ночи, провел у телевизора. «Никто тогда даже и представить себе не мог, что террористические акты такого масштаба, да еще и на территории США, вообще возможны».
Ж. Боу также не мог бы при всем желании предсказать такого рода событий. «Тот, кто сейчас утверждает, что он, де, предвидел эти теракты, показывает тем самым, что он на самом деле ровным счетом ничего не предвидел и предвидеть не мог. Были подозрения, гипотезы, однако этого совершенно недостаточно. Я сам лично 30 лет проработал на спецслужбы, и уже тогда мы ставили вопрос о том, не может ли самолет обрушится на АЭС или на здание Пентагона. Однако для деятельности специальных служб нужны точные данные, только они имеют какую-либо ценность. А их не было…»
Согласится или расследовать?
Конгрессом США в конце 2002 года была образована комиссия «9/11». Ее официальное название: Национальная комиссия по расследованию террористических нападений на Соединенные Штаты. Цель - изучить обстоятельства, предшествовавшие терактам 11 сентября 2001 года и составить рекомендации по предотвращению подобных инцидентов в будущем. 22 июля 2004 Комиссия выпустила итоговый отчет на 585 страницах. Однако этот доклад не смог предотвратить распространение, прежде всего в сети Интернет, скажем так, альтернативных гипотез и сценариев.
Ж. Боу отказывается рассматривать эти гипотезы серьезно. «Да, такого рода теории заговора активно развиваются, как сорняки, прежде всего в США, где на пространстве между поклонниками НЛО и сторонниками религиозно-фундаменталистских теорий «разумного божественного дизайна» существует достаточно ниш для тех, кто пытается раздуть ненужную полемику. Я не считаю, однако, что все эти теории имеют под собой хотя бы какую-нибудь почву».
К. Колин предпочитает размышлять и анализировать исключительно с точки зрения журналиста. Он полагается только на факты. «У сторонников теорий заговора есть ответы на все вопросы. Нам же, журналистам, доклад Национальной комиссии не принес, к сожалению, почти ничего нового», - говорит он. Но разве сами СМИ не сыграли значительной роли в период расследования обстоятельств, приведших к терактам 11-го сентября?
«Сначала СМИ послушно передавали в эфир все то, что имели сообщить официальные инстанции, и только потом в прессе возникло стремление самостоятельно расследовать все произошедшее. Однако в итоге никто из журналистов или телеканалов, несмотря на все усилия, не смог представить общественности чего-то кардинально нового. Ровным счетом ничего необычного найдено СМИ не было».
Историк Д. Ганзер представляет совсем иную позицию. Он стал автором целой главы в скандально известной книге «911 and the American Empire», вышедшей под редакцией Дэвида Рея Гриффина (David Ray Griffin), бывшего профессора теологии, одного из самых заметных критиков официальной версии того, что произошло 11-го сентября 2001 года.
По его мнению, разные поколения черпают информацию о терактах из разных источников. «Поколение родителей получает информацию исключительно из газет и ТВ, и для них во всей этой истории есть только один виноватый – Усама Бин-Ладен. Поколение детей живет в интернете, и оно убеждено, что президент Буш-мл. либо сам скрывается за атаками на WTC, либо что он, по меньшей мере, сознательно допустил теракт. Я, будучи профессором университета, убежден в том, что университетская платформа должна дать возможность для существования и для дискуссий обеих версий. Университет должен постараться снизить накал эмоций и рационально проанализировать три основные теории, которые существуют в настоящее время».
Что это за три теории? Первая – официальная (теракты спланированы Аль-Кайдой и Бин-Ладеном лично). Вторая - теория LIHOP («Let It Happen On Purpose» или «Стой в стороне и смотри, как все произойдет»). Третья – теория MIHOP («Make It On Purpose» или теория намеренного теракта, совершенного, де, самими США с целью переложить потом всю вину на исламский терроризм, получив предлог для вмешательства в дела исламских стран).
Государственная ложь
В самом деле, в период с 11 сентября 2001 года мы много раз убеждались, что государственные структуры везде в мире склонны ко лжи, когда речь идет о таких трагических событиях. Разве не лгала администрация США, когда утверждала, что Саддам Хуссейн обладает оружием массового поражения? Разве не лгал Кремль после терактов на Дубровке и в Беслане? Не является ли такого рода ложь отличной подпиткой для всевозможных теорий заговора?
У Д. Ганзера сомнений нет – власти США лгали тогда и продолжают лгать сейчас. К. Колин придерживается более взвешенной позиции, предлагая отличать «государственную ложь» от «государственного заговора»:
«Еще раз хочу подчеркнуть – я все еще жду доказательств, которые бы подкрепили теории относительно государственного заговора с целью разрушения башен WTC. Государственная ложь – ее было в избытке. Заявление Д. Рамсфельда о том, что война в Ираке будет короткой и обойдется в пару миллиардов, было государственной ложью. Сейчас, когда мы уже можем подвести итог и суммировать расходы на войны в Афганистане и Ираке, то мы получаем совсем иные цифры, примерно 1350 миллиардов евро. Вот уж, как говорится, пример того, что называется чистой ложью..!»
Ж. Боу предлагает посмотреть на дело с иной стороны, не вдаваясь в финансовые подсчеты, тем более, что основные теории заговора были озвучены гораздо раньше. «Спустя две недели после терактов я выступал на конференции в Париже и там я имел возможность беседовать с представителями спецслужб. И уже тогда в кулуарах курсировал весь спектр альтернативных толкований». Что касается лжи относительно саддамовского оружия массового поражения, то, по его мнению, здесь мы, скорее всего, имеем дело со своего рода психологическим феноменом. Это было придуманное желание, некий фантом, который так хотелось отыскать в реальности.
Что это было?
И вот прошло десять лет. События 11-го сентября стали одним из поворотных пунктов в развитии мировой политики и экономики. США, по сути, надорвались, ведя две войны, находясь сейчас почти что в катастрофическом финансовом положении.
Россия сначала встала на сторону Америки, поддержав развертывание американских баз в Средней Азии, понимая, что, входя в Афганистан, Вашингтон берет на себя во многом роль щита на пути продвижения бойцов Талибана в азиатское подбрюшье России. Потом, правда, Кремль стал ожидать от Белого Дома каких-то особых уступок, в то время как в США полагали, что поддержка Москвы – это всего лишь действия цивилизованного игрока на мировой арене. Москва же продолжала играть в 19-й век, в классическую Realpolitik, и после «оранжевой революции» в Украине, которая в Кремле была воспринята как заговор и черная неблагодарность Америки, дружба с Белым Домом резко оборвалась.
Швейцария, будучи маленькой нейтральной страной, поддержала США после терактов, но официально выступила против войны в Ираке. Она закрыла свое воздушное пространство для самолетов США и ее союзников, решительно осуждая позже нарушения прав человека в Ираке, совершенные американскими военнослужащими в тюрьме Абу-Грейб.
Но все это материи достаточно сложные, а как бы можно было бы объяснить то, что произошло 11-го сентября, в трех словах детской аудитории?
Ж. Боу: «Террористами была небольшая группа людей, которые захотели бросить вызов США как единственной оставшейся сверхдержаве. В этом, кстати, и состоит значение слова «джихад», которое в переводе означает не «война», а как раз «усилие с целью оказать решительное сопротивление». И потом началась цепная реакция – чем больше американцы пытались демонстрировать свою силу, тем сильнее было сопротивление. Это мы увидели в Афганистане и Ираке. И если не применять насилия, то не будет и сопротивления ему, оно просто потеряет смысл».
К. Колин: «То, что произошло 11-го сентября 2001 года, стало, увы, успешной акцией горстки исламских экстремистов, которые считали, что терактом такого масштаба они смогут натравить одну часть мира на другую. Они достигли успеха, что касается тяжести урона и шокового состояния, возникшего как следствие теракта. Однако им не удалось развязать настоящей «войны цивилизаций» и оказать решительного влияния на мировые религии».
Д. Ганзер: «Это было событие, жертвами которого стали более 3000 человек. Оно стало причиной страхов в обществе, оно дискредитировало мусульман и дало повод начать войны в Афганистане и Ираке. Кроме того, впервые в своей истории военный альянс НАТО применил статью 5 своего устава, из которой следует, что, если один из членов НАТО подвергается нападению, остальные члены альянса должны оказать ему военную помощь. Даже спустя десять лет мы не знаем до конца, что произошло 11-го сентября, и что стало истинной причиной этой трагедии. Именно поэтому нам нужны дополнительные расследования».
Скоро на том месте, где стояли башни Всемирного торгового центра, будет возведена «Башня Мира» («Freedom Tower»). Это будет прозрачная стеклянная башня, которая станет противовесом тьме, на некоторое время опустившейся на мир утром 11-го сентября 2001 года
|