Возможный порядок урегулирования налоговых проблем между Швейцарией и Германией был полностью одобрен в Конфедерации. Однако в Германии оппозиционные социалисты рассматривают возможное соглашение с альпийской республикой как «узаконенное отмывание» и требуют новых переговоров.
Так, авторитетный «Германский союз работников органов уголовной полиции» (Bund Deutscher Kriminalbeamter) считает уже парафированный германо-швейцарский договор «государственно организованным отмыванием капиталов, которое теперь просто должно быть легализировано».
Для министра финансов федеральной земли Рейнланд-Пфальц, социал-демократа Карстена Кюля (Carsten Kühl), очевидно, что достигнутое соглашение никуда не годится, и что необходимо подписать другой документ, который «не был бы ударом в лицо всем честным налогоплательщикам».
В Швейцарии, понятное дело, такой подход одобрения не находит. «Намеченное введение «расчетного налога» («Abgeltungssteuer») раз и навсегда, и при этом небюрократическим способом, решает проблему ухода от налогов», - уверен председатель Союза иностранных банков в Швейцарии Альфредо Гизи (Alfredo Gysi).
«Я доволен достигнутым на данный момент результатом – своего добились как банки и их клиенты, так и участвующие в переговорах государства», - уточняет он.
Двести «черных» миллиардов
Напомним, что яблоком раздора в данном случае выступают размещенные германскими гражданами на счетах в Швейцарии капиталы, с некоторых из которых не были уплачены все налоги.
По разным оценкам общая сумма таких капиталов может достигать 280 миллиардов франков, из них «черные» деньги могут составлять 200 миллиардов.
Парафированный Германией и Швейцарией договор, предусматривающий взимание анонимного «расчетного налога» с «черных» капиталов в размере до 34%, а с доходов на капиталы – в размере 26%, должен еще быть официально подписан и одобрен парламентами двух стран.
Вопреки стремлениям ЕС, договор не предусматривает автоматического обмена банковскими данными между налоговыми органами Швейцарии и Евросоюза.
Прекратить торговлю индульгенциями
Карстен Кюль выразил в интервью швейцарскому порталу swissinfo.ch свое недовольство тем обстоятельством, что немцы, запарковавшие свои капиталы в Швейцарии и не уплатившие с них налоги, так и останутся «анонимными, что дает им возможность, не будучи пойманными за руку, перевести свои капиталы на счета в других налоговых оазисах.
Тем самым германским налоговым властям будет все так же почти невозможно напасть на след тех, кто уводит свои капиталы от налогов. Эта анонимность, - которая в Швейцарии называется банковской тайной, - противоречит нашему пониманию основных государственно-правовых принципов».
К. Кюль отверг предположения, в соответствии с которыми германские социал-демократы при голосовании в немецком парламенте могли бы согласится с достигнутым соглашением в обмен на миллионные платежи, которые должны будут последовать из Швейцарии в немецкую казну. «Мы не собираемся продаваться за деньги», - отметил он.
«Я сделаю все, чтобы поставить заслон на пути этой торговли индульгенциями», - заявил со своей стороны министр финансов германской федеральной земли Северный Рейн – Вестфалия Норберт Вальтер-Борьянс (Norbert Walter-Borjans) в интервью германскому журналу Der Spiegel.
По его мнению, результат налоговых переговоров между Швейцарией и Германией представляет собой «сплошной скандал», в результате чего «богатенькие правонарушители по дешевке избегают заслуженного наказания».
Левое большинство в «палате земель»
К. Кюль критикует так же тот факт, что субъекты федерации в Германии, федеральные земли, до сих пор не проинформированы на предмет содержания парафированного германо-швейцарского налогового соглашения.
«Федеральное германское правительство ведет себя сдержанно, не разглашает информацию, а ведь речь в данном случае идет не о каком-то рутинном соглашении, а о больших деньгах, которые в существенной доле причитаются как раз федеральным землям».
Это обстоятельство может теперь обернуться весьма для договора невыгодной стороной, ведь в Бундесрате, в «палате земель», то есть в верхней палате германского парламента, большинство на данный момент принадлежит как раз находящимся в оппозиции левым силам.
Правящая христианско-либеральная коалиция ХДС/ХСС и СвДП имеет большинство только в нижней палате, в Бундестаге. Текст же договора должен быть одобрен обеими палатами.
«Мост к налоговой честности»
В Швейцарии этот договор так же должен получить благословение парламента. По всей вероятности, депутаты займутся им только в 2012 г., но уже сейчас ясно, что в целом в обеих палатах по отношению к данному документу превалирует положительное настроение.
Депутаты бюргерского лагеря и банки подчеркивают с удовлетворением, что договор является «мостом к налоговой честности при одновременном сохранении неприкосновенности частной финансовой сферы».
Кроме того, договор, по их мнению, «создает столь необходимую для отношений с северным соседом правовую определенность, особенно с учетом того, что после его вхождения в силу станут невозможными покупки любых носителей информации, в том числе и с компакт-дисков, с украденными банковскими данными».
Левые, уже много лет подряд выступающие за полную отмену банковской тайны в Швейцарии, предпочитают пока в целом помалкивать. Вместе с тем, они признают, что «критику из Германии можно понять». Так заявил, например, в интервью порталу swissinfo.ch Андреас Кезерман (Andreas Käsermann), ответственный в партии швейцарских социалистов за работу с прессой.
Его партия «всегда была критически настроена в отношении этого самого «расчетного налога» по той причине, что в данном случае мы опять имеем дело с отдельным договором вместо ясной стратегии «чистых денег», которая бы охватывала всю Швейцарию в качестве мирового финансового центра».
Конечно, «даже в нынешней своей форме договор является очевидным признанием того, что проводившаяся до сего дня в Швейцарии политика банковской тайны, а точнее, тайны ухода от налогов, не является более пригодной бизнес-моделью».
Но пока сохраняется ситуация, «когда немецким гражданам выгоднее не платить нормальные налоги у себя дома, а парковать свои деньги в Швейцарии, уплачивая «расчетный налог», данный договор «не может нами считаться окончательным разрывом с нелегальным финансовым прошлым, характерным для Швейцарии как мирового финансового центра», - уверен Андреас Кезерман.
|