News
26.09.2011

Парламентские выборы в Швейцарии – как это будет?

Выборы в парламент проходят в Швейцарии раз в четыре года. Промежуток между выборами принято называть «легислатурным периодом». Выборы в обе палаты парламента – малую, Совет кантонов, и большую, Национальный совет – служат, прежде всего, цели обновления кадрового состава парламента. Потому что совершенно ясно – несменяемость власти означает застой и деградацию.

В соответствии с Конституцией страны и соответствующими законами, выборы в парламент должны проходить одновременно по всей стране (включая избирательные участки за рубежом) и в равных условиях. В большую палату избираются 200 депутатов, причем избирательными округами являются кантоны. Эти двести депутатов избираются на основе пропорционального принципа, поэтому, чем больше кантон и его население, тем больше у такого кантона депутатов в Национальном совете.

В настоящее время один депутат в большой палате представляет 38,5 тыс. граждан страны. Шесть кантонов, которые слишком малы и не дотягивают до этой планки, все равно получают по одному месту. Кроме того, во время выборов избиратели заново определяют состав малой палаты парламента, Совета кантонов, состоящей из 46 депутатов. Здесь величина кантонов роли не играет, и действует жесткое правило: каждый кантон представлен двумя депутатами, соответственно каждый полукантон – одним.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть – обе палаты совершенно равны в своих правах, и говорить о «верхней» и «нижней» палатах применительно к Совету кантонов и Национальному совету совершенно неправильно.

Порядок проведения выборов в Совет кантонов определяется кантональным правом, то есть каждый кантон сам определяет, как он организует избрание своих «сенаторов». Теоретически выборы в малую палату могут проводиться автономно от выборов в большую. Однако по сложившейся практике выборы в Совет кантонов и Национальный совет проводятся одновременно.

Исключение тут только одно – кантон Аппенцелль-Внутренний (Appenzell Innerrhoden). Здесь депутат в Совете кантонов традиционно определяется в последнее воскресенье апреля на всеобщем собрании избирателей (Landsgemeinde).

Пропорционально и мажоритарно

С 1919 г. выборы в Национальный совет проводятся на основе пропорционального метода. Это означает, что находящиеся в распоряжении кантона депутатские кресла распределяются между партиями пропорционально полученному ими в результате выборов результату. В шести кантонах, имеющих только по одному месту в большой палате, речь идет, поэтому, фактически о мажоритарных выборах.

А вот выборы в Совет кантонов практически во всех субъектах федерации проходят по мажоритарному принципу – избран тот, кто получает большинство голосов! Исключение составляют кантоны Невшатель и Юра: тут представителей в «малую палату» выбирают на основе пропорциональной системы.

В рамках пропорциональной системы выигранные депутатские кресла сначала предоставляются партии целиком, и только потом они распределяются между партийными кандидатами. Поэтому избиратели обращают свое внимание собственно на партию, а не на ее кандидатов. Таким образом, различия между мажоритарной и пропорциональной системами довольно заметно влияют на электоральное поведение.

Разные возможности

Как проходит само голосование? Возьмем, к примеру, теоретического гражданина кантона Во. Кантону полагаются 18 мест в парламенте. Гражданин свой выбор сделал в пользу партии Х. В информационном пакете, полученном гражданином перед выборами, имеются заранее отпечатанные списки кандидатов от всех партий, участвующих в выборах. Каждый список содержит максимум 18 имен кандидатов в депутаты.

Самый простой шаг, который может сделать наш гипотетический гражданин – это взять список от своей партии Х и без изменений опустить в урну. Таким образом, партия Х получит 18 голосов и каждый находящийся в списке кандидат соответственно по одному голосу.

Однако избиратель имеет право и менять списочный состав кандидатов. Если ему нравится партия, но не нравится кандидат от нее, он имеет право вычеркнуть этого кандидата из списка. Тогда этот кандидат потеряет один голос – но не партия.

Другой вариант – так называемая «аккумуляция» кандидатов. Избиратель может еще раз, от руки, внести имя предпочитаемого им кандидата в список партии. Тем самым партия получает все те же 18 голосов, но «аккумулированный» кандидат получит уже не один, а два голоса.

Еще один вариант – избиратель имеет право составить смешанный список кандидатов от разных партий на выборах. На немецком языке этот подход называется «panaschieren» (дословно – «раскрашивать разными цветами», по смыслу сюда подходит известное высказывание про то, что «пусть цветут 10 000 цветов»).

В ходе этого процесса избиратель может вычеркнуть из списка своей партии Х одного из кандидатов и вписать на его место кандидата из другой партии. В этом случае голос получает этот «посторонний» кандидат и его партия, а партия Х получает только 17 голосов.

Наконец, избиратель имеет право вообще взять чистый лист бумаги и составить свой собственный список, заполнив его своими личными кандидатами от разных партий. Таких кандидатов может быть, как мы помним, не более 18-ти. За каждое имя в этом списке соответствующая партия получает по одному голосу.

Позиции в этом списке могут оставаться и пустыми, если избирателю на ум пришло гораздо меньше кандидатов, чем 18-ть. В этом случае "пустые", не отданные конкретным кандидатам, голоса идут в пользу партии, названием которой избиратель озаглавил свой личный список. Если избиратель этого не сделал, голоса пропадают.

В один заход

Подсчет голосов происходит в два этапа. В рамках первого этапа подсчитывается общее число голосов, отданных партиям. В рамках пропорциональной системы, тем самым, определяется число депутатских мест, причитающихся каждой партии.

В рамках второго этапа подсчитываются голоса, поданные за конкретных кандидатов. Те из них, что в рамках данной партии получили большинство голосов, делят между собой причитающиеся места.

Пропорциональная система позволяет провести выборы в один заход. Уже вечером дня выборов, как правило, становятся известны имена всех избранных депутатов. А вот там, где выборы шли по мажоритарному принципу, возможен второй тур в случае, если ни один из кандидатов не сумел набрать абсолютного большинства голосов.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version