Нельзя сказать, что в последние годы в Швейцарии предпринималось недостаточно попыток решить вопрос о том, как поставить систему социального страхования на более надежную финансовую опору. Таких попыток было великое множество.
Однако при всех разного рода косметических мерах до сих пор не решена главная, в целом элементарная, задача. Итак, дано: тех, кто платит социальные взносы, становится все меньше, а тех, кто имеет право на получение выплат – все больше. Вопрос: как покрыть разницу, становящуюся все более солидной?
Стареющее общество
Вопрос старения общества в Швейцарии особенно актуален для пенсионной страховки по старости и нетрудоспособности (Alters- und Hinterlassenen-Versicherung - AHV), основного «столпа» швейцарского социального государства.
Продолжительность жизни растет, растет и число пенсионеров, а вот число трудоспособных граждан, на чьих плечах лежит необходимость платить страховые взносы, становится все меньше. Есть ли выход из этой дилеммы?
Спонтанно на ум приходит возможность повысить возраст выхода на пенсию. Сейчас он в Швейцарии составляет 64 года для женщин и 65 – для мужчин. Для начала можно было бы уровнять эти показатели на уровне 65 лет. Но пока с этой целью в стране еще ничего не сделано.
Конь, как говорится, тут не валялся, хотя кое-какой просвет обозначился было недавно в швейцарском парламенте. Повышение пенсионного возраста для женщин предлагалось компенсировать выделением специального финансирования, с помощью которого можно было бы облегчать применение гибких схем ухода на пенсию лиц с низкими доходами.
Однако левые фракции в парламенте этот вариант отвергли, считая, что намеченные объемы финансовой поддержки являются недостаточными. Против была, кстати, и правая партия Швейцарский демократический союз (Eidgenössische Demokratische Union - EDU). Она посчитала, что нельзя сэкономленные средства использовать для новых социальных выплат.
Влияние кризиса
Так что в отношении реформирования AHV нынешняя «легислатура» завершается без особых изменений, хотя и совсем уж больших проблем тут нет. В любом случае заниматься этой темой придется уже следующим составам парламента и правительства. Иначе выглядит ситуация в области страхования по инвалидности (Invalidenversicherung - IV) и безработице (Arbeitslosenversicherung - AL).
Мировой финансовый и промышленный кризис поставил эти институты социального страхования в очень сложное положение. В частности, IV попала в ситуацию миллиардного дефицита (всего минус составляет тут 13 миллиардов франков), а все из-за увеличения числа тех, кто подает ходатайство на выплаты. Среди них лидируют люди с психическими проблемами, возникшими в результате кризиса.
Для того чтобы хоть как-то остановить финансовые потери, парламентарии предлагали применять самые разные методы. Например, перейти к более строгим критериям предоставления пенсий по инвалидности, более активно поддерживать программы возвращения таких людей на рынок труда, а кроме того, предлагалось на время повысить ставку НДС с тем, чтобы получить дополнительные средства для финансирования IV и AL.
Особенно в такой поддержке нуждалась бы система страхования от безработицы (AL), ведь в последнее время в Швейцарии наблюдался циклический рост числа тех, кто ищет себе рабочее место, а это, что понятно, особенно сильно ударило по финансовому положению именно AL.
С учетом ухудшения финансового здоровья этого вида страхования парламентарии применяли такие же методы, как и при санации IV, то есть речь шла о сочетании финансовой поддержки, повышения страховых взносов и урезания каталога услуг.
Подлатать или сразу уничтожить?
С учетом своей партийной принадлежности депутаты парламента Швейцарии по-разному оценивают то, что было до сих пор сделано в плане санации швейцарских систем социального страхования. Левые, например, считают, что в стране идет их последовательный демонтаж.
«Нечто похожее наблюдаем мы во всем мире. Швейцария не исключение – весь нынешний легислатурный период (2007-2011 гг.) мы были вынуждены делать такой вывод. При этом во многих областях на расходы никто не скупился, например, когда речь шла о снижении налогового давления на частный бизнес. Мы видим рост определенной асимметрии в ущерб социальному страхованию», - указывает, например, депутат Совета кантонов, малой палаты швейцарского парламента, от социалистов Ален Берсе (Alain Berset).
По мнению правых партий и депутатов, проблемы социального страхования решались совсем не так, как следовало бы. «Мы живем в стране компромиссов, в которой очень сложно поставить под вопрос то, что рассматривается в качестве социального достижения», - анализирует ситуацию депутат от «народников» (SVP) Доминик Бэттиг (Dominique Bättig).
По его мнению, «существует воля (найти решение проблемы) и есть неплохие идеи (насчет того, как это сделать). Однако результат поиска компромиссов и давление с разных сторон регулярно приводили к тому, что реальные изменения имели скорее символический характер. Мы реализовывали небольшие косметические корректуры с тем, чтобы иметь чистую совесть, но в первую очередь, если быть совсем уж честными, просто для того, чтобы переложить необходимость кардинальных решений на плечи будущих поколений».
Партии центра, как и следует из этого определения, не разделяют крайних позиций, защищая результаты своей «взвешенной политики, которая позволяет принимать необходимые меры, не наказывая получателей страховых выплат слишком уж сильно. Что касается консолидации систем социального страхования, то мы, хоть и маленькими шажками, но все-таки продвигаемся вперед», - говорит председатель партии демохристиан (CVP) Кристоф Дарбелле (Christophe Darbellay).
По его мнению, политика CVP выгодно отличается как от курса социалистов, так и от предложений «народников»: «Социалисты немедленно начинают орать благим матом, стоит только где-нибудь сэкономить пару франков, «народники» же, дай им волю, вообще взяли бы в руки кувалду и не оставили бы в Швейцарии от социального страхования камня на камне».
Линии партий
Выборы в федеральный парламент, которые пройдут в октябре, по всей видимости, мало что изменят в подходах партий к проблематике социального страхования.
Тот, кто внимательно читает и анализирует партийные программы, может сделать вывод, кто хотя бы теоретически системы социальной поддержки и страхования населения важны всем партиям. И что все партии хотят сохранить их в качестве важного общественного института. Однако предложения на предмет того, как добиться всего этого, различаются, и порой существенно.
Партии центра хотят и дальше идти курсом «адаптации систем социального страхования к нынешней реальности». Такую формулировку использует, например, партия демохристиан. Частью такой «адаптации» является как раз повышение пенсионного возраста для женщин до 65 лет. Партия либералов (FDP) придерживается, по сути, такой же идеологии, указывая, что «необходимо методами санации вытащить социальное страхование из пропасти».
SVP делает в своей программе вывод о том, что «социальное государство постепенно ускользает от нашего контроля, загоняя в долги будущие поколения». Для того чтобы избежать краха социального страхования как такового, правоконсервативная партия предлагает придерживаться следующего курса: никаких новых социальных услуг, корректура уже существующих каталогов услуг социального страхования, борьба со злоупотреблениями, прежде всего – среди иностранцев. Ввод SVP: «Социальная помощь – это не печка, с которой можно не слезать всю жизнь».
Левые же партии, что понятно, пытаются мобилизовать своих сторонников под лозунгами борьбы против демонтажа социального страхования. «Если посмотреть, как в Швейцарии с легкостью необыкновенной транжирятся миллиарды с целью понижения налогового давления на крупных акционеров и для спасения банков, то становится не очень понятно, почему нельзя найти куда более скромных денег для санации систем социального страхования, которые относятся к жемчужинам нашего социального государства», - считает Ален Берсе.
По его мнению, демонтаж этих систем может привести к расколу и расслоению общества, издержки которых «обойдутся нам потом куда дороже».
|