News
17.10.2011

К выборам-2011: в Швейцарии все спокойно?

Если до конца текущего года в Швейцарии не произойдет каких-либо серьезных событий, то 2011 г. войдет в историю как довольно удачный период, как с экономической, так и с социальной точки зрения. Никаких серьезных катастроф (ну, может быть, кроме небольшого недавнего паводка), относительно стабильный, хоть и в абсолютных цифрах скромный, промышленный рост, уровень безработицы опять опустившийся ниже уровня в 3%, здоровые государственные финансы – чего еще можно пожелать?

В международном сравнении Швейцария вообще выглядит настоящим «островом стабильности», в том числе и политической, что сейчас напрямую отражается на ходе предвыборной борьбы. Если все хорошо, то о чем спорить? Материала для острых дискуссий набрать никак не удается. Пока предвыборный год в Швейцарии определялся тремя основными темами, и все они к настоящему моменту несколько приутихли.

Во-первых, это дебаты относительно необходимости отказаться от атомной энергетики, особенно после небывалой катастрофы в Японии. Однако правительство очень оперативно приняло конкретный план поэтапного отказа от АЭС и… дискуссии умолкли, что и понятно: цели ясны, задачи определены, все за работу…

Во-вторых, важной темой стал сильный швейцарский франк, который делал продукцию швейцарской промышленности слишком дорогой за рубежами страны, что напрямую угрожало экономике рецессией и безработицей. Но и эта тема схлынула после того, как швейцарский Центробанк принял ряд мер, направленных против завышенного курса франка, в частности, введя жесткий коридор колебания курса.

Наконец, третья тема, это анонсированная отставка нынешней министра иностранных дел Швейцарии популярной социалистки Мишлин Кальми-Ре (Micheline Calmy-Rey). Здесь, ситуация, скорее, обратная. Дебаты о том, кто смог бы стать ее преемником в кабинете министров еще не начинались, так как все ждут результатов выборов 23-го октября.

Предвыборная борьба в приглушенных тонах

Поэтому не следует, наверное, удивляться, что предвыборные сражения 2011 года не идут ни в какое сравнение с предвыборными периодами в 2003 и в 2007 гг.

«Я бы не стал так уж прямо говорить о вялой предвыборной борьбе, однако что касается остроты конфликтов, то она, конечно же, выглядит менее интенсивно, нежели четыре года назад», - считает Сильвано Мёкли (Silvano Moeckli), политолог из Университета Санкт-Галлена.

По его мнению, нынешний ход предвыборных дебатов скорее напоминает 1990-е годы, то есть период, когда консервативная Швейцарская народная партия (SVP) еще не начала традицию провокационных предвыборных лозунгов и плакатов, в результате которой политический ландшафт страны претерпел значительные перемены.

В этом году каких-то кардинально новых тем «народникам» для себя открыть не удалось. Они продолжают разыгрывать старые антиевропейские и антимиграционные карты, не обеспечив себе доминирующих позиций в национальных политических дебатах так, как это было в 2007 или 2003 гг.

«SVP опять оседлала было своего любимого конька, тему миграции, однако события в Японии довольно ощутимо порушили ей всю ранее намеченную предвыборную стратегию. Кроме того, партия не смогла, как это было в 2007 году, персонифицировать свои предвыборные позиции. Им не удалось найти себе яркую тему, которую можно было бы по степени влияния на общество сравнить с интригой вокруг непереизбрания в состав Федерального совета Кристофа Блохера», - подчеркивает С. Мёкли.

Политолог из Университета Цюриха Михаэль Херманн (Michael Hermann) разделяет эту точку зрения. Кроме того, он указывает и на другие аспекты: «С одной стороны, тема миграции уже немного приелась. С другой, остальные партии научились более спокойно реагировать на провокации SVP, например, на их агитационные плакаты, направленные против иностранцев. А без интенсивной реакции на свои выпады SVP не удается «разогреть» атмосферу до желательного градуса».

О чем говорить, когда не о чем говорить?

Бюргерские партии центра (FDP и CVP), а так же левые партии (SP и «Зелёные») смогли, с одной стороны, сломать монополию SVP в сфере определения главной темы предвыборной борьбы. Однако, с другой стороны, они не смогли со своей стороны предложить темы, которые бы затронули избирателя по всей стране. Особого импульса предвыборной борьбе придать им не удалось.

«Другие политические партии предложили некоторые конкретные пункты, социалисты, например, тему социальной справедливости, либералы (FDP) – тему санации систем социального страхования и борьбы с бюрократией, демохристиане (CVP) сделали ставку на семейные ценности и на поддержку мелкого и среднего предпринимательства. Однако все эти акценты выглядели слишком, может быть, рационально и сдержанно, что не идет ни в какое сравнение с эмоциональными, всегда на грани фола, предвыборными кампаниями SVP», - считает М. Херманн.

«Занимаемые FDP и CVP позиции в центре политического спектра принуждают их играть интегративную, объединяющую роль. Однако в рамках предвыборной борьбы гораздо выгоднее делать ставку на поляризацию, так, как это делают партии на правом и на левом флангах. Постоянные призывы к умеренности и консенсусу, мол, давайте жить дружно, не годятся для обеспечения победы на выборах», - подчеркивает ученый.

Стабильная ситуация

Тем самым, в рамках предвыборной борьбы 2011 г. ни одна из партий не смогла предложить захватывающей идеи, разработать какое-то новое видение будущего страны, или запустить, например, дискуссию о месте Швейцарии в глобализованном мире. В стороне остались и европейские дебаты.

«По сравнению с другими странами Швейцария находится почти что в раю», - убежден М. Херманн. – «Поэтому основные усилия государства и общества направлены не на то, чтобы создать что-то новое, но на то, чтобы удержаться на достигнутом уровне благосостояния.

Складывается впечатление, что партии нейтрализовали друг друга, прежде всего, потому, что партии, оппонировавшие SVP, смогли на сей раз более эффективно, чем раньше, представить свои программы, но оттеснить «народников» в тень им все равно не удалось. Возникает патовая ситуация, что и показали последние опросы общественного мнения».

Напомним, что, в соответствии с результатами этих опросов, некоторый прирост голосов ожидается для «новых» партий – «Зелёных Либералов» (Die Grünliberalen) и для «Бюргерско-демократической партии» (Die Bürgerlich-Demokratische Partei – BDP). К серьезным потерям должны приготовиться либералы (FDP).

Впрочем, эта тенденция стала очевидной уже в апреле этого года, после целого ряда кантональных выборов.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version