swissinfo.ch: Москва в конце-концов согласилась с требованиями Грузии, чтобы в обмен Грузия отказалась от своего вето на вступление Москвы в ВТО. Тем самым Россия почти гарантированно сможет стать членом этой организации уже в декабре текущего года. Насколько важно это соглашение и каковы его непосредственные последствия?
Эрик Хёсли (Eric Hoesli): С западной точки зрения это соглашение имеет огромное значение; ведь Россия это пока единственная крупная экономика мира, которая в ВТО не представлена. Потенциал этой экономики окажет позитивное влияние на мировую торговую интеграцию.
С другой стороны, это еще один путь политического сближения между Россией и Западом, а если быть совершенно конкретным, между Россией и США. Напомним, что в 2010 г. Россия и США подписали договор, который заменил старый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. Стороны договорились сократить свои ядерные арсеналы на треть и вернулись за стол переговоров.
Вступление России в ВТО придаст этому сближению новый импульс. При этом, никоим образом не желая принизить швейцарские заслуги, я хотел бы отметить, что нынешнее соглашение во многом стало возможным благодаря давлению США на Грузию.
swissinfo.ch: Грузия пошла на уступки России, так как они были неизбежным условием вступления Москвы в ВТО. Однако, с другой стороны, для своего вступления в НАТО Грузия нуждается в согласии России. Означает ли это, что в данном случае речь шла всего лишь об обмене любезностями? Улучшит ли данное соглашение двусторонние отношения двух стран?
Э.Х.: Не думаю, что улучшит, так как собственно конфликт между двумя странами никуда не делся. Если говорить обобщая и слегка утрируя, то можно утверждать, что Россия не допустит, чтобы ее сосед, в данном случае Грузия, имел возможность распоряжаться своим суверенитетом в полном объеме. И в еще меньшей степени будет Россия готова согласиться с возвышением и укреплением Грузии, не говоря уже о ее вступлении в такой военный блок, как НАТО.
С другой стороны, Грузии очень трудно признать тот факт, что она является малой страной, вынужденной сосуществовать с такой военной и экономической державой, как Россия. Но она просто на просто не может себе позволить вести политику постоянной конфронтации с Россией.
Конфликт едва ли будет развиваться в сторону примирения, так как обе стороны не собираются отказываться от своих позиций. Однако нельзя сказать, что Грузия сдалась и оказала России одностороннюю услугу. Вступление России в ВТО пойдет на пользу и самой Грузии.
Тем не менее, с моей точки зрения, это не означает, что Грузия может рассчитывать на уступки в плане своего вступления в НАТО.
swissinfo.ch: На какие непосредственные торговые выгоды может рассчитывать Грузия?
Э.Х.: Москва вот уже несколько лет блокирует грузинский экспорт в Россию, например, блокирован ввоз минеральной воды и вина. За свой отказ от вето на вступление России в ВТО Грузия требовала от Москвы прекращения торгового эмбарго, так как Россия остается для Грузии важным рынком сбыта.
swissinfo.ch: По сути речь идет о том, что независимая частная компания будет контролировать торговый обмен между двумя странами, то есть эта структура будет играть роль независимого таможенного посредника между Россией и Грузией. Насколько удачно такое решение?
Э.Х.: Для начала мы должны разобрать причины конфликта между двумя странами в их привязке к проблеме территории, на которой действуют условия ВТО. Два грузинских региона, а именно Абхазия и Южная Осетия, объявили о своей независимости, причем эта независимость была признана Россией, но не признана Грузией. Тем самым, у этих стран нет четких, международно признанных границ.
Как в такой ситуации сделать так, чтобы российские и грузинские таможенные власти были в состоянии обеспечить беспрепятственный торговый обмен? Задача не из легких! Назначение посредника – это хорошее решение, поскольку он нейтрален. Передать эту задачу третьей стране было бы тоже не столь легко и беспроблемно. Поэтому частная компания, такая, как Société Générale de Surveillance, является вполне неплохой альтернативой.
swissinfo.ch: Что получит Швейцария в результате столь успешной посреднической операции на политическом и дипломатическом уровнях.
Э.Х.: Я восхищаюсь способностями швейцарских дипломатов, проявленными в этом деле. Результат их усилий станет новой значимой вехой, он доказывает аналитический дар и талант Швейцарии в роли посредника в международных конфликтах. Короче говоря, мы вернулись на рынок международных посреднических услуг, с которого нас одно время вытеснили такие страны, как Норвегия.
swissinfo.ch: В чем состояла выгода России и Грузии от того факта, что посредником между ними выступила не какая-то другая страна, а именно Швейцария.
Э.Х.: Прежде всего в том, что Швейцария, как и прежде, нейтральна. Тот факт, что Швейцария не является членом какого-либо военного или политического, вроде ЕС, альянса, идет на пользу, прежде всего, России. Нейтралитет Швейцарии облегчает ей диалог и поиск взаимоприемлемых решений.
|