В марте 2010 г. швейцарские избиратели отвергли на референдуме проект снижения так называемого «перерасчетного коэффициента» (Umwandlungssatz) с 6,8% до 6,4%. Напомним, что швейцарская пенсионная система базируется на принципе «трёх опор» («Drei-Säulen-Prinzip»).
Три опоры
Первой опорой является пенсия, которую человек получает из фондов так называемого страхования по старости и нетрудоспособности (Alters- und Hinterlassenenversicherung - AHV). Эта пенсия была введена в 1948 г., хотя в конституции соответствующая статья находилась уже с начала ХХ века. Это страхование носит обязательный характер. Каждый работник и каждый работодатель вносят ежемесячно в кассу AHV по 8,4 процента своего дохода.
Лица свободных профессий так же платят определенный взнос, который рассчитывается, исходя из их доходов. Лица без доходов, например, студенты, уплачивают минимальный взнос. Свой взнос уплачивают так же кантоны и федеральные власти (так, например, налог на табак в Швейцарии целиком идет в бюджет системы AHV). Эта первая «опора» способна, однако, обеспечить только минимальное пенсионное обеспечение. В настоящий момент минимальная пенсия по системе AHV составляет 1140 франков, максимальная 2280.
Если система AHV представляет собой механизм перераспределения (взносы работников оплачивают пенсии для пенсионеров), то «вторая опора», так называемое профессиональное страхование (berufliche Vorsorge) являет собой пример системы, основанной на сколачивании и инвестировании определенного капитала: взносы работников являются вкладом в капитал, из которого затем, при наступлении пенсионного возраста, выплачивается пенсия. Эта система обязательна с 1985 г. Каждый работник, получающий в год более 20 520 франков, должен уплачивать взнос, рассчитываемый с опорой на специальную процентную ставку в зависимости от величины его дохода.
Эта ставка может колебаться от 7 до 18 процентов. Взнос работодателя должен при этом быть как минимум таким же, как и взнос работника. После наступления пенсионного возраста каждый может потребовать выплатить себе накопленные средства: либо в форме капитала, либо как пенсию, либо в смешанной форме. Эти средства могут быть выплачены и до пенсии, например, если данное лицо намерено строить себе дом, или основать собственную фирму. Именно профессиональное страхование (berufliche Vorsorge) и составляет большую часть дохода швейцарского пенсионера. Теоретически пенсия AHV вместе с профессиональным страхованием должны давать в итоге сумму, составляющую 60 процентов от последнего заработка пенсионера. Эта система может быть дополнена еще и «третьей опорой», частным добровольным страхованием, в виде договора страхования с банком или страховой компанией.
«Вторая опора» в Швейцарии показала себя надежным инструментом пенсионного обеспечения. Тем не менее, дебаты на тему «второй опоры» не утихают уже давно. В центре находятся две цифры. Как известно, средства, получаемые по «второй опоре», управляются многочисленными пенсионными кассами. Первая спорная цифра касается, поэтому, процента, получаемого с инвестированных кассами средств. Вообще-то их цель - как можно более выгодно инвестировать средства, которые находятся у них в распоряжении. Но федеральные власти предписывают кассам получать с этих средств хотя бы минимальный процент. В результате известных международных финансовых сложностей правительство решило с 1 января 2009 г. понизить этот минимальный процент с 2,75% до 2%. А ведь еще несколько лет назад этот показатель находился на уровне 4%.
Вторая цифра, вызывающая разногласия, касается так называемой ставки перерасчета (Umwandlungssatz), о величине которой и шла речь на референдуме 7 марта 2010 г. Выраженная в процентах, эта ставка собственно и определяет размер будущей пенсии, выплачиваемой по «второй опоре». Чтобы компенсировать снижение процентов со средств, вложенных пенсионными кассами на финансовых рынках, и исходя из того, что продолжительность жизни в Швейцарии постоянно растет, правительство и большинство партий и сил правого политического спектра предлагают понизить этот процент, то есть сократить размер пенсий. К спорам относительно этих двух цифр примыкали и дебаты по вопросу возможного увеличения возраста выхода на пенсию с 65 до 67 лет. Несколько лет назад с таким предложением уже выступал тогдашний министр внутренних дел Швейцарии федеральный советник Паскаль Кушпен (Pascal Couchepin).
Учитывая все эти спорные вопросы, дебаты вокруг швейцарской пенсионной системы остаются весьма напряженными. В Швейцарии, как и в остальной Западной Европе, существует глубокий раскол между правыми и левыми силами. Первые предлагают принять меры, предвосхищающие процесс старения общества, вторые не устают критиковать «ползучий разгром пенсионной системы». Референдум 7 марта 2010 г. привел бы, при его положительном исходе, к сокращению пенсий, получаемых по линии «2-й опоры».
Так, с инвестированного капитала размером в 100 тыс. франков пенсия бы составляла 6 400 франков, а не как сейчас 6 800. Так что в итоге народ решил не трогать механизм «2-й опоры». И вроде бы все должно быть ясно. Однако недавно в интервью газете «Sonntag» Колет Нова (Colette Nova), вице-директор Федерального ведомства социального страхования (Bundesamt für Sozialversicherungen - BSV), заявила, что ставка перерасчета должна быть все-таки понижена, не уточнив, правда, насколько.
По ее словам, для того, чтобы компенсировать это снижение и оставить пенсии на прежнем уровне, BSV разрабатывает сейчас несколько алгоритмов, среди которых идея повышения сумм, выплачиваемых работниками в кассу «2-й опоры». Все разработанные правительством возможные алгоритмы будут до конца года в виде специального доклада представлены на рассмотрение парламента.
Биржа на «пол-шестого»
Необходимость все-таки сделать что-то с пресловутым коэффициентом перерасчета проистекает из сложностей, с которыми сталкиваются некоторые пенсионные кассы из-за снижения прибылей из инвестированных ими капиталов, - указывает К. Нова. Само же это снижение является результатом глобального финансового и промышленного кризиса. По ее информации, большинство швейцарских пенсионных касс лишились всех своих резервов, а у некоторых даже наблюдается дефицит средств. «Биржа в качестве крупнейшего плательщика в кассу «2-й опоры», как видно, своих обязательств не выполняет», - указывает Ги Пармелэн (Guy Parmelin), депутат от водуазской организации партии «народников» (SVP).
«Пенсионные кассы непосредственно затронуты биржевым кризисом», - говорит и Штефан Россини (Stéphane Rossini), депутат Национального совета от организации партии социалистов кантона Вале. «Слишком долго мы считали, что основная проблема AHV, системы, базирующейся на перераспределении средств, заключается в повышении продолжительности жизни и снижении количества молодых людей в обществе. Однако на данный момент мы делаем вывод, что как раз с AHV-то все в порядке, а вот «2-я опора», базирующаяся на капитализации страховых взносов, вдруг опасно пошатнулась».
За последние 10 лет, напоминает Ш. Россини, она, по меньшей мере, три раза оказывалась под ударами биржевых кризисов. Причем система, созданная в 1985 г., до 2000 г. переживала блестящий период своей истории. Ей удавалось зарабатывать до 10% на вложенные средства, чем она могла не только компенсировать инфляцию, но и обеспечивать постоянное увеличение средств, находящихся в распоряжении касс. Сегодня об этом можно только мечтать, ситуация изменилась полностью.
Опасность «схлопывания»
Государство должно изменить свой курс в сфере пенсий, иначе система просто «схлопнется». Так считает Ги Пармелэн, агитирующий за немедленное снижение коэффициента перерасчета. Однако как же быть со мнением народным, столь явно выраженным на референдуме два года назад? «Политическая система Швейцарии позволяет возвращаться к одному и тому же вопросу несколько раз», - указывает Г. Пармелэн. Ш. Россини в принципе не имеет ничего против такой меры.
«Однако нужно сделать все, чтобы следствием снижения коэффициента перерасчета не стало реальное урезание пенсии, особенно для тех слоев общества, которые сейчас и без того переживают сложные времена. И это с учетом того, что в начале текущего месяца правительство и так уже постановило снизить минимальный процент, который можно получать с вложенных на бирже капиталов пенсионных касс, с 2,0% до рекордно низких 1,5%», - подчеркивает он.
Ги Пармелэн признает, что сегодня AHV и «2-я опора» в сумме уже нее могут обеспечить обязательное, прописанное и гарантированное в конституции, сохранение пенсии на уровне 60% от последней зарплаты. Ш. Россини указывает, что «в 2012 г. мы отпразднуем 40-летие нашей системы «трёх опор». Именно она позволила нам раз и на всегда решить проблему бедности в старости. Данное достижение нам никак нельзя отдать на растерзание очередному биржевому кризису. И коль скоро доходы от вложенных капиталов снижаются, то нужно повысить взносы в пользу AHV, или «1-й опоры».
Ги Пармелэн решительно против. «Увеличение отчислений в AHV ляжет на плечи бизнеса дополнительным бременем, а он, бизнес, уже и так страдает от слишком сильного швейцарского франка». В любом случае ясно, что состояние пенсионной системы станет важнейшим вопросом на повестке дня нового состава национального парламента Швейцарии, особенно с учетом растущей степени разногласий между правыми и левыми, и с учетом планов правительства провести существенную реформу системы AHV.
Г. Пармелэн и Ш. Россини едины только в одном: швейцарская пенсионная система, базирующаяся на принципе «трёх опор», себя оправдала. И каких-то действительно революционных перемен тут ожидать не следует, несмотря даже на все конвульсии мировых финансовых рынков и даже с учетом резко меняющейся демографической ситуации в стране.
|