News
01.12.2011

Куда движется швейцарская книготорговля

«Вот уже третий год подряд мы вынуждены сталкиваться с сокращением торгового оборота. Потери у нас сейчас куда выше, чем в среднем по розничной торговле», - говорит Даниэль Ландольф (Daniel Landolf), исполнительный директор Швейцарского объединения издателей и книготорговцев (Buchhändler- und Verleger-Verband - SBVV). Трудности, с которыми сталкивается швейцарская книготорговля, имеют, по мнению Д. Ландольфа, несколько причин: сильный франк, давление со стороны дискаунтеров, а так же переход читателей на новые формы распространения контента (E-Book).

«Проблем не сосчитать», - согласна Франсин Буше (Francine Bouchet), директор женевского издательства «La Joie de lire». «70% нашего оборота уже сейчас приходятся на Францию, но там недавно была поднята ставка НДС, в том числе и для книг». Тем не менее, проходившая в Швейцарии на прошлой неделе Базельская книжная ярмарка показала, что интерес к чтению никуда не делся. В этом году в Базель приехало на 20% больше участников. Выставку посетило на 4% больше гостей, чем в прошлом году.

За единую цену

С учетом фундаментальных структурных изменений издатели и книготорговцы давно уже ломают голову, пытаясь найти способы придания книжной отрасли нового импульса. Основные надежды возлагаются теперь на возвращение единой системы фиксированного ценообразования («Buchpreisbindung»). Последнее слово должен будет сказать народ на референдуме, который пройдет 11 марта 2012 г. Противники возражают, что твердые цены на книги не учитывают интересов покупателей и ведут к образованию «книжных картелей».

«С тех пор, как в Швейцарии было отменено фиксированное ценообразование в книжной сфере, рынок превратился в хаотические джунгли», - утверждает Энн Ризен (Anne Riesen), директор бернского издательства «Zytglogge Verlag», ответственная за работу с прессой, а так же за сбыт и лицензирование. По ее мнению, фиксированные цены на книги восстановили бы равенство шансов. С ней согласен Хайнц Шайдеггер из издательства «Verlag Edition 8», которое, так же, как и «Zytglogge», является членом отраслевой организации «Swiss Independent Publishers» (Swips).

«Сохранить разнообразие»

По словам Д. Ландольфа, накануне референдума 11 марта 2012 г. Швейцарское объединение издателей и книготорговцев намерено запустить специальную информационную кампанию. Ее цель – убедить избирателей, что фиксированные цены на книги пойдут на пользу не только издателям, но и клиентам, поскольку они дадут шанс сохранить жанровое разнообразие книжной продукции на рынке. Кроме того, такая система поможет избежать ситуации, как в Англии, где половина городов вообще не имеет книжных магазинов, а потому переживает культурный упадок.

Шанс для системы книготорговли находится в Швейцарии в области большей специализации. Такого мнения придерживается Фриц Хартманн (Fritz Hartmann), представляющий в Швейцарии интересы крупнейшего германского издательства «Suhrkamp Verlag». «Опыт последних лет без фиксированных цен показывает, что именно специализированные торговые точки наиболее успешно пережили финансовый кризис».

E-Book: опасность или шанс?

Весьма интересно было наблюдать на последней Базельской ярмарке за крупнейшим в Швейцарии книготорговым концерном «Thalia Schweiz». На его стеллажах не было ни одной традиционной книги, в отличие от огромного количества наименований книг в формате «E-Book». «Мы считаем, что потребление цифровых носителей в Швейцарии будет увеличиваться, и что в будущем этот сегмент станет одной из несущих опор всей системы книготорговли в нашей стране», - утверждает Ирина Йерманн (Irina Jermann), руководитель отдела маркетинга и коммуникаций концерна «Thalia Schweiz».

В самом деле, электронные книги воспринимаются потребителями со все большим интересом. Поэтому «Thalia Schweiz» намерен в будущем уделять этому сегменту рынка повышенное внимание, с тем, чтобы найти действенное противоядие в борьбе с негативными тенденциями в сфере торговли книжной продукцией. Наряду с форматом «E-Book» концерн будет инвестировать в он-лайн продажи, а так же в продажу «сопутствующего ассортимента».

Исправить ошибки

«Книжная отрасль вот уже несколько лет пытается выправить перекосы и ошибки, допущенные в свое время звукозаписывающей индустрией», - указывает Даниэль Ландольф. По его словам, на данный момент даже маленькие издательства понимают, какое будущее стоит за электронными книгами, хотя никто пока не смог добиться прибылей, продавая книги в формате «E-Book».

Наступление цифровой эры является серьезным вызовом. Тем не менее: «Страх плохой советчик», - убеждена Ф. Буше. Нет смысла прятать голову в песок перед лицом фундаментальных структурных перемен. «Мы, например, у себя в Женеве начали активный процесс перевода в цифровую форму всех наших основных наименований книг. В этом нам помогает французский «Centre National des Lettres» из Парижа».

Переход на цифру готовит и издательство «Zytglogge Verlag». «В этом мы видим большой шанс для книг, тираж которых давно распродан, или количество которых в бумажной форме очень невелико», - считает Э Ризен. Хайнц Шайдеггер из издательства «Verlag Edition 8» убежден, что «E-Book» никогда не сможет вытеснить традиционную книгу. «Однако в ближайшее время мы будем наблюдать их сосуществование», - предсказывает он.

Тот факт, что в сферу издательской деятельности теперь вторгся и торговый гигант «Amazon», профессионалов издательского дела не смущает. «Конкуренция оживляет рынок», - говорит Д. Ландольф, - «Нужно иметь в виду, что цель «Amazon» преимущественно состоит в продвижении на мировом рынке уже известных авторов».


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version