Еще совсем недавно выборы Федерального совета были, признаемся честно, делом почти формальным. И проходи нынешние выборы как обычно, то результат их было бы предсказать очень легко: шесть членов кабинета были бы с разными результатами, но переизбраны, седьмое вакантное кресло, освобождающееся после отставки М. Кальми-Ре, автоматически перешло бы к представителю социалистов. Напомним, что в эпоху так называемой «магической формулы» (Zauberformel) формирования швейцарского правительства (1959-2003 гг.) в составе Федерального совета были представлены:
2 федеральных советника от партии FDP (Freisinnig-Demokratische Partei / Радикально-демократическая партия Швейцарии, либералы),2 от CVP (Christlichdemokratische Volkspartei / Христианско-демократическая народная партия, демохристиане), 2 от SP(Sozialdemokratische Partei / Социал-демократическая партия, социалисты) и 1 от SVP (Schweizerische Volkspartei / Швейцарская народная партия, «народники»).
Эти партии входили в так называемый «властный картель», то есть в группу ведущих партий страны, формируемую по принципу «три сильнейшие партии получают по два кресла, четвертая – одно кресло в правительстве» (принцип так называемого «арифметического конкорданса»). Именно этот «союз нерушимый» и прославил Швейцарию как страну удивительного внутреннего политического и социального согласия.
Однако небывалый рост влияния SVP в 1990-е годы поставил эту раскладку политических сил под большой вопрос. Первый «звонок» прозвенел в 2003 г., когда «народникам» удалось за счет демохристиан получить себе второе кресло в кабинете. С тех пор ни один пост в правительстве не может считаться ни для кого гарантированным.
В 2007 г. тот же парламент изгнал Блохера из Федерального совета и избрал на его места умеренную представительницу SVP Эвелинн Видмер-Шлумпф из Граубюндена. «Народники» в свою очередь изгнали ее из партии, в результате чего на основе умеренного «бернского» крыла SVP была основана совершенно новая партия, которая была названа Бюргерско-демократической (Bürgerlich-Demokratische Partei - BDP).
Наступление SVP
На сей раз под угрозой неопределенности находятся сразу несколько кресел в правительстве. Такая неопределенность довольно адекватно отражает исторические перемены, которые пережила швейцарская политическая система в последние годы, и, в частности, тот факт, что в настоящий момент в правительстве страны представлены не четыре, а пять партий.
Традиционным партиям «властного картеля» (SVP, SP, FDP и CVP) не удалось за последние годы выработать новую «магическую формулу» формирования правительства. Парламентские выборы 23 октября 2011 г. особой ясности в ситуацию не добавили. Ожидаемой стабилизации не наступило. Все четыре вышеупомянутые партии потеряли голоса, а победителями стали «малые» партии - BDP, а так же партия «Зелёных Либералов» (Grünliberalen - GLP).
SVP в настоящее время больше всех остальных партий заинтересована в изменении порядка формирования правительства. Изгнав в свое время из собственных рядов Эвелинн Видмер-Шлумпф, партия хочет вернуть себе второе полноценное кресло в кабинете, как раз за счет федеральной советницы от BDP. И если парламент все-таки изберет ее вновь, то тогда «народники» попытаются завоевать свое второе кресло за счет какой-либо другой партии.
Арифметический конкорданс
Претензии «народников» на второе место в Федеральном совете опираются на принцип так называемого «политического конкорданса» в его «арифметическом» понимании. Получив на последних парламентских выборах 26,6% голосов, SVP остается сильнейшей партией в Швейцарии, имеющей полное право на два места в правительстве. BDP же, получив 23 октября только 5,4% голосов, должна была бы по идее похоронить все надежды на место в кабинете.
Не исключено, что партии центра и левого края политического спектра (CVP, SP и GPS - Зеленые) могут принять решение пожертвовать местом Эвелинн Видмер-Шлумпф. Четыре года назад именно эти партии избрали ее в правительство. Такая жертва сильно затруднила бы жизнь BDP, которой было бы очень трудно противостоять политическим конкурентам без такой яркой и популярной фигуры в правительстве, как Видмер-Шлумпф.
Такой курс привел и к другим положительным эффектам. Предоставление SVP второго кресла могло бы сильнее привязать эту популистскую партию к правительственной ответственности, в результате чего она могла бы несколько пересмотреть свою жесткую консервативную линию. Кроме того, ясный сигнал в пользу сохранения арифметического «конкорданса» снизил бы степень неопределенности в ходе последующих выборов членов кабинета.
Содержательный конкорданс
Впрочем, развитие событий может пойти по пути «содержательного» конкорданса. Ведь если проанализировать политические программы, то CVP, SP и GPS находятся в смысле идеологии гораздо ближе к BDP, чем к SVP. Партия Видмер-Шлумпф, в частности, поддерживает, в отличие от SVP, режим свободы перемещения со странами ЕС/ЕАСТ и выступает за поэтапный отказ от ядерной энергетики.
Таким образом, партии лево-центристские партии, обладающие большинством голосов в парламенте, могли бы заблокировать путь SVP ко второму креслу, с учетом того, что партия «великого и ужасного» Блохера в последние месяцы выглядит не очень убедительно, что и было еще раз подчеркнуто провальными для «народников» результатами выборов в малую палату парламента, Совет кантонов, когда даже такие «звезды» как Блохер и Бруннер не смогли убедить избирателей и стать сенаторами.
Из рядов SVP опять слышатся угрозы, что, мол, не получив второго кресла, партия уйдет в оппозицию. Но эта перспектива перестала быть такой пугающей, тем более что в 2008 г. партия уже была там, в оппозиции, и ничего толкового из этого не вышло. Кроме того, в 2011 г., впервые с 1991 г., SVP перестала наращивать свой выборный базис, и даже потеряла часть голосов, так и не преодолев планку в 30% голосов избирателей.
Неопределенная судьба FDP
В случае реализации третьего сценария главным пострадавшим могут оказаться либералы из FDP. Эта правоцентристская партия, когда-то стоявшая у колыбели современной Швейцарии, может попасть в очень сложное положение, если парламент вдруг переизберет Видмер-Шлумпф. Ведь в этом случае основная цель левого центра будет достигнута, и CVP, SP и GPS не будут особенно заинтересованы защищать два места, которые сейчас имеются в правительстве у либералов, от нападения SVP.
Кроме того, с точки зрения социалистов и «Зелёных», в последние годы FDP слишком уж сдвинулась вправо, не говоря уже о том, что в последние три десятка лет либералы постоянно теряли голоса. Преодолеть эту тенденцию партия до сих пор не может. Тем самым партии будет очень трудно обосновать необходимость сохранения за ней двух кресел в Федеральном совете ссылками на «арифметический» конкорданс. Ведь CVP и BDP, которые в последние недели демонстрируют взаимное сближение, имеют вместе 17,7% голосов избирателей, а FDP - только 15,1%.
Существуют и другие сценарии. Под вопросом может оказаться даже второе кресло социалистов. Ясно сейчас одно – выборы 14-го декабря могут стать самыми напряженными и непредсказуемыми за всю историю страны, начиная с 1848 г.
|