Революционный порыв 2004 г. давно улетучился. Украина все глубже сползает во всеобъемлющий экономический и политический кризис. Это стало особенно очевидно после приговора бывшему премьеру страны Юлии Тимошенко, которая была одной из самых заметных фигур оппозиции, и после того, как стали видны основы очень спорной политики президента Виктора Януковича, ориентированного на Россию.
Украина зажата между Востоком и Западом, между Россией и Европой. «Мы имеем дело с государством, раздираемым внутренними распрями, со страной, которая продолжает искать собственную идентичность», - говорит Андре Либих (Andre Liebich), профессор Института международных исследований в Женеве, признанный эксперт в сфере исследований стран постсоветского пространства.
«С одной стороны, в стране живет большое количество людей, которые идентифицируют себя с Россией, с важнейшим экономическим партнером Украины. Они не любят говорить по-украински и выступают против сближения Киева с ЕС, не говоря уже о НАТО. Однако не менее многочислен и лагерь прозападных сил».
Как и многие другие бывшие советские республики, - за исключением стран Балтии, - Украина все еще находится в процессе трансформации, который начался после распада СССР в 1991 г. и который далеко еще не завершен. Это касается как экономических, так и политических преобразований.
«Сложность состоит в том, что постсоветские республики вынуждены были проводить реформы в момент неблагоприятной промышленной конъюнктуры и в период возрастания степени социальных противоречий в обществе».
Так считает Йохен Йанссен (Jochen Janssen), отвечающий за экономические связи со странами Центральной и Восточной Европы в Государственном секретариате по делам экономики (Seco), структурном подразделении швейцарского министерства экономики. «Следствием этих обстоятельств является политическая смута во многих постсоветских республиках, которая усложнила переход к демократии и рыночной экономики».
Сельское хозяйство и тяжелая промышленность
Украина и сейчас остается одним из главных партнеров Швейцарии в рамках политики Берна по оказанию помощи развитию странам третьего мира. В год на цели поддержки стабильности Украины выделяется до 10 миллионов франков. Один только Seco уже инвестировал в общем зачете 142 миллиона франков в цели обеспечения устойчивого развития этой страны.
«Особенно уязвимой украинскую экономику делают недостаточная модернизация и дифференциация промышленности, а также чрезмерная зависимость от энергетического сектора», - считает Мирослав Вепрек (Miroslav Veprek), эксперт Seco, отвечающий за Украину, бывший дипломат, долгое время работавший в Москве.
В самом деле: финансовый кризис 2008 г. поставил Украину в очень тяжелое положение. Более четверти населения страны проживают в настоящий момент на грани бедности. 100 самых богатых персон владеют состоянием, размеры которого эквивалентны половине национального ВВП.
Как и во времена СССР, основными отраслями промышленности Украины остаются сельское хозяйство и традиционная тяжелая индустрия. Коррупция и бюрократия остаются серьезным препятствием на пути прямых инвестиций из-за рубежа.
«Коррупция в стране имеет повсеместный характер. Как видно, одна обладает абсолютным иммунитетом против любых перемен в политическом режиме», - считает А. Либих. - «Экономика страны находится в руках российских олигархов. Ни одно из правительств (Украины) не смогло пока найти подход к решению этой проблемы».
Раковая опухоль коррупции
Борьба с коррупцией является одной из основных задач Seco в Украине. «В прошедшие годы мы попытались продвинуть реформы в сфере законодательства и политических институтов, которые помогли бы сделать борьбу с коррупцией более интенсивной», - говорит М. Вепрек. «В настоящее время мы работаем над проектом, который помог бы, начиная с 2012 г., немного приглушить коррупцию, не прямо, так косвенно, в области сельского хозяйства. Основную ставку мы делаем на прозрачность…».
Экономический обмен между Берном и Киевом остается очень скромным. В 2009 г. Швейцария экспортировала товаров и услуг в Украину на сумму в 364 миллиона франков, в то время как импорт в Швейцарию из Украины стабильно оставался на уровне в 61 миллион франков. Тем самым потенциал экономической кооперации двух стран далеко еще не исчерпан.
В любом случае Украина остается после России (экспорт из Швейцарии – 3,18 миллиарда франков) вторым по значимости торговым партнером Швейцарии среди бывших советских республик. Имея население в 46 миллионов человек, занимая с точки зрения геополитики очень важные позиции в Восточной Европе, Киев играет важнейшую роль в поддержании региональной стабильности.
Заноза в теле Евросоюза
Украина является членом СНГ и ВТО (с 2008 года). В конце 2011 г. Киев планировал подписать Договор о свободной торговле с Европейским союзом. «Однако приговор, вынесенный Юлии Тимошенко, как видно, поставит крест на такого рода планах», - прогнозирует А. Либих.
Бывшая глава правительства Украины была, как известно, приговорена к семи годам заключения за злоупотребление служебным положением. В частности, ее обвиняют в том, что в ходе разрешения газового конфликта с Россией в 2009 г. она смогла обеспечить себе свою собственную финансовую выгоду, нанеся ущерб интересам страны.
Однако почти везде в мире этот приговор рассматривается в качестве политически мотивированного решения. ЕС даже видит в этом «атаку на демократию» и угрожает прервать переговоры о предоставлении Украине ассоциированного статуса при ЕС в случае, если Тимошенко не получит возможности стать субъектом «честного процесса» в рамках поданной ее адвокатами апелляции.
«Для ЕС Украина не находится на первом месте. Куда важнее для него такие страны, как Хорватия или Турция. И, тем не менее, Брюссель весьма заинтересован в поддержании с Киевом хороших контактов», - говорит А. Либих. Почему? Ученый усматривает тут две основных причины.
«С одной стороны, Украина является стратегически важным коридором, с другой, дальнейшее сближение Киева с Москвой может оказаться в долговременной перспективе очень опасной тенденцией. От того, как будет эта тенденция развиваться в будущем, зависит и судьба остальных малых постсоветских республик».
|